Как отмечает А. Лингас, вероятно не случайным является то обстоятельство, что период угасания кондаков как поэтической проповеди также отмечает развитие византийской музыкальной нотации, которая, в свою очередь, способствовала составлению и передаче всевозрастающего свода этих цветистых песнопений.
Эра кондаков заканчивается сокращением кондака как циклической композиции и появлением музыкальных нотированных циклов кондаков, которые помещаются в певческих книгах. В XI в. появляются кондакари, например такие, как кондакари Патмоса 212 и 213 гг., полные кондакари также передаются в некоторых минеях XI—XII вв. северо-итальянского происхождения4. Музыкально нотированные кондаки сохранились в рукописях, именуемых Псалтикон, которые, помимо распетых кукулиев — усеченных кондаков, содержат циклы ипакоев, аллилуариев и прокимнов. Содержание кондакаря ТУ соответствует содержанию Псалтикона5.
Резкое уменьшение количества строф кондака связано и с переходом кондака из соборной в монастырскую студийскую традицию.
Русские кондакари представляли собой сборники кондаков, мелизматических песнопений. Кондакарная нотация не расшифрована, хотя попытки ее расшифровать предпринимались неоднократно. Реконструкции кондакарной нотации с использованием параллельных текстов путем сравнения с греческим Псалтиконом, записанным медиовизантийской нотацией, не дали убедительного результата.
Кондакарное пение исчезло к XIV в. В русском певческом репертуаре позднее сохранялась традиция петь кондаки знаменным распевом и нотировать кондаки с помощью знаменной нотации, а чаще простым силлабическим напевом.
Обратимся к древнерусским кондакарям XI—ХIII вв. Состав каждого из шести кондакарей особый, уникальный, не повторяется ни в одной рукописи, неизменны лишь сборники кондаков — кондакари6.
Подробно о музыке:
Гаммы
Гаммы у Черни не только превосходный материал для развития мобильности первого пальца, воспитания силы, ровности, а также самостоятельности пальцев, но и наиболее часто встречающаяся техническая формула даже в произведениях, идущих в медленном темпе. Как считал Черни, гаммы развивают легкость, бег ...
Плечевой сустав и его мышечные группы -их взаимодействия с
мышечными группами области лопатки
Плечевой сустав - самый подвижный в системе руки, он окружен со всех сторон активно действующими силовыми мышечными группами разнонаправленного действия. Совместно с мышечными группами плечевого сустава постоянно функционируют мышечные группы областей лопатки, ключицы, груди, плечевой части ру ...
Приёмы оперной драматургии Чайковского
Его мелодии пленяют слушателя искренностью чувств, большим дыханием, декламационной выразительностью. Заметим, что композитор редко пользовался чисто речитативным языком, в котором мелодия полностью подчинена слову, для Чайковского характерна манера широкого "распевания" текста. Принято н ...