Жорж Бизе
(1838—75)
Французский композитор. В 1857 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фортепьяно), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция). В 1858—60 жил в Италии. Блестящий пианист, Бизе отказался от концертной деятельности, всецело посвятив себя композиторскому творчеству.
Уже первое крупное сочинение Бизе — симфония C-dur (1855, опубликованная в 1935) свидетельствует о самобытном даровании композитора. В ней проявились характерные для его стиля отточенность формы, чёткость изложения, 60-е гг. для Бизе — время творческого становления: были созданы лирические оперы «Искатели жемчуга» (1863) и «Пертская красавица» (по роману В. Скотта, 1866). Обе оперы не имели успеха.
События франко-прусской войны и Парижской Коммуны способствовали утверждению демократии, взглядов композитора и его стремлений к правдивому, реалистическому искусству. В 70-е гг. — период творческой зрелости Бизе — созданы опера «Джамиле» (по поэме «Намуна» А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Овладев ритмоинтонационными особенностями народных напевов, почти не прибегая к цитатам, Бизе достоверно воссоздал в этих произведениях характер восточной и провансальской музыки. Эти партитуры отличают мастерское владение выразительными средствами оркестра. Большой популярностью пользуются 2 оркестровая сюиты из музыки к «Арлезианке» (1-я составлена автором, исполнена в 1872; 2-я — композитором Э. Гиро, исполнена в 1885).
Опера «Кармен» (по новелле П. Мериме, 1875) — одна из вершин французского оперного реализма. Её герои — простые люди с сильными и противоречивыми характерами. В опере воплощены испанский национальный музыкальный колорит, многослойность и многоликость народных сцен, напряжённый ход драматических событий.
На премьере в театрере «Опера комик» (1875) «Кармен» была резко отрицательно встречена буржуазной публикой. Успех опере принесла постановка в том же году в Вене в редакции Гиро (разговорные диалоги заменены речитативами, в 4-й акт включены балетные сцены на музыку из «Пертской красавицы» и «Арлезианки»). «Кармен» стала одной из самых популярных опёр в мире. П. И. Чайковский писал в 1880, что «это в полном смысле слова шедевр».
Сочинения:
оперы Дом доктора (La maison du docteur, комическая опера, написана до 1856), Дон Прокопио (опера-буффа, на итальянском языке, 1858-59, поставлена 1906, Монте-Карло), Любовь-художница (L'Amour peintre, либретто Б., по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована), Гузла Эмира (комическая опера, 1861-62), Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1862-63, поставлена 1863, "Театр лирик", Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг), Никола Фламель (1866?, фрагменты), Пертская красавица (La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, "Театр лирик", Париж), Кубок Фульского короля (La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты), Кларисса Гарлоу (комическая опера, 1870-71, фрагменты), Каландаль (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-71, не окончена), Джамиле (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр "Опера комик", Париж), Дон Родриго (1873, не окончена), Кармен (комическая опера, 1873-74, поставлена 1875, театр "Опера комик", Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875);
Подробно о музыке:
Первые звуки джаза: "Original Dixieland Jazz
Band"
Широкоизвестная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз в ...
Влияние театра на развитие русской культуры XVIII века
В 1702 году в Москве состоялось открытие общедоступного театра. Его представления проходили в специально выстроенном здании на Красной площади, которое называлось “Комедийной храминой”. Постановки спектаклей шла на иностранном языке, поэтому не всегда была доступна пониманию публики. Это и явилось ...
Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального
фольклора
Музыка в современных условиях становится одним из ведущих факторов духовного развития личности, что поднимает не только профессиональную, но и моральную ответственность педагогов в музыкальном воспитании молодежи. В этой связи одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания является о ...