Жорж Бизе

Статьи о музыке » Жорж Бизе

Страница 1

Жорж Бизе

(1838—75)

Французский композитор. В 1857 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фортепьяно), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт и фуга), Ф. Галеви (композиция). В 1858—60 жил в Италии. Блестящий пианист, Бизе отказался от концертной деятельности, всецело посвятив себя композиторскому творчеству.

Уже первое крупное сочинение Бизе — симфония C-dur (1855, опубликованная в 1935) свидетельствует о самобытном даровании композитора. В ней проявились характерные для его стиля отточенность формы, чёткость изложения, 60-е гг. для Бизе — время творческого становления: были созданы лирические оперы «Искатели жемчуга» (1863) и «Пертская красавица» (по роману В. Скотта, 1866). Обе оперы не имели успеха.

События франко-прусской войны и Парижской Коммуны способствовали утверждению демократии, взглядов композитора и его стремлений к правдивому, реалистическому искусству. В 70-е гг. — период творческой зрелости Бизе — созданы опера «Джамиле» (по поэме «Намуна» А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Овладев ритмоинтонационными особенностями народных напевов, почти не прибегая к цитатам, Бизе достоверно воссоздал в этих произведениях характер восточной и провансальской музыки. Эти партитуры отличают мастерское владение выразительными средствами оркестра. Большой популярностью пользуются 2 оркестровая сюиты из музыки к «Арлезианке» (1-я составлена автором, исполнена в 1872; 2-я — композитором Э. Гиро, исполнена в 1885).

Опера «Кармен» (по новелле П. Мериме, 1875) — одна из вершин французского оперного реализма. Её герои — простые люди с сильными и противоречивыми характерами. В опере воплощены испанский национальный музыкальный колорит, многослойность и многоликость народных сцен, напряжённый ход драматических событий.

На премьере в театрере «Опера комик» (1875) «Кармен» была резко отрицательно встречена буржуазной публикой. Успех опере принесла постановка в том же году в Вене в редакции Гиро (разговорные диалоги заменены речитативами, в 4-й акт включены балетные сцены на музыку из «Пертской красавицы» и «Арлезианки»). «Кармен» стала одной из самых популярных опёр в мире. П. И. Чайковский писал в 1880, что «это в полном смысле слова шедевр».

Сочинения:

оперы Дом доктора (La maison du docteur, комическая опера, написана до 1856), Дон Прокопио (опера-буффа, на итальянском языке, 1858-59, поставлена 1906, Монте-Карло), Любовь-художница (L'Amour peintre, либретто Б., по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована), Гузла Эмира (комическая опера, 1861-62), Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1862-63, поставлена 1863, "Театр лирик", Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг), Никола Фламель (1866?, фрагменты), Пертская красавица (La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, "Театр лирик", Париж), Кубок Фульского короля (La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты), Кларисса Гарлоу (комическая опера, 1870-71, фрагменты), Каландаль (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-71, не окончена), Джамиле (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр "Опера комик", Париж), Дон Родриго (1873, не окончена), Кармен (комическая опера, 1873-74, поставлена 1875, театр "Опера комик", Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875);

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Эния
Имя этой загадочной ирландки хорошо известно всем любителям малострессовой музыки как в Европе, так и в Америке. Эния Бреннан, выпустив за свою достаточно долгую музыкальную карьеру всего четыре сольных альбома, вписала золотыми буквами свое имя в историю современной музыки. И причина оригинальнос ...

Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции
Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и те ...

Лютня
Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, кня ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru