или:
Зачал (Добрыня) в гусли играть, приговаривать,
И все на пиру приутихли сидят,
Сидят на скоморошину посматривают .
или:
Заиграл Добрыня по-уныльнёму,
По-уныльнёму, по-умильнёму,
Как все-то ведь уж князи и бояре-ты
А ты эты рускийские богатыри
Как вси они тут приослушались.
В былине рассказывается о Добрыне, играющем свои наигрыши (тонцы) из далеких мест:
Тонцы повел от Нова города,
Другие повел от Царяграда.
Как начал он гуселок налаживати,
Струну натягивал, будто от Киева,
Другу от Царяграда
И третью с Еросолима,
Тонцы он повел-то великие,
Припевки-то он припевал из-за синя моря7.
В былинах Новгородского цикла складываются самобытные черты.
В отличие от киевских былин, былины Новгородского цикла более лиричны, в них больше бытовых подробностей, нередко их называют былинами-новеллами, так как в них повествуется о геройских подвигах, далеких плаваниях, шумных пирах, в которых новгородцы представлены деловыми, предприимчивыми удальцами. Нередко главными действующими лицами в новгородских былинах становятся музыканты — певцы, гусляры и скоморохи.
С другой стороны, искусство новгородских скоморохов полно юмора, о чем свидетельствуют широко распространенные в Новгороде былины-скоморошины, отличающиеся социально-обличительным характером с грубоватым юмором. Среди наиболее распространенных сюжетов скомороший выделяется былина "Терентий и скоморохи".
Напев этой былины-скоморошины интонационно близок "камаринской". Сами исполнители этих былин называли эти песни перегудками. Такое название иногда дается народными певцами небылицам, песням-пародиям. Возможно, слово "перегудка", "погудка" некогда обозначало пение в сопровождении гудка, поэтому исполнителей этих песен называли гудошниками8.
Популярными героями новгородских былин были Садко, Василий Буслаевич, Добрыня Никитич. Так, в былине Новгородского цикла "Садко и морской царь" Садко получает богатства от водяного царя за игру на гуслях. В былине повествуется о том, как Садко играет на свадьбе дочери морского царя новгородские напевы, "а выигрыш ведет от Царя-града". Не случайно в былине упоминается Царьград (Константинополь). Новгород лежал на Великом водном пути "из варяг в греки". Влияния Востока и Запада оказывали непосредственное воздействие на новгородскую культуру.
Широкое развитие в Новгороде получило искусство колокольного звона. С древнейших времен колокольный звон стал неотъемлемой чертой русской жизни. Колокольным звоном отмечали праздники и торжества, созывали народ на вече, на помощь в случае пожаров и несчастья, звали заблудившегося путника. Колокольный звон сопутствовал всей жизни человека: торжественным колокольным звоном сопровождались свадьбы, траурным — похороны, в трагические для народа дни призывали на защиту отечества. Звонами колоколов приветствовали победное возвращение полков с поля брани.
Во время бедствий, пожаров раздавался и набатный звук самого звучного колокола. Этот колокол назывался набатным или всполошным, а в древнем Новгороде — также вечевым или вечным, так как он созывал народ на вече. При завоевании городов вечевой колокол увозили, бывали случаи, когда вечевые колокола отправляли в ссылку9. Так, Иван III, завоевав Новгород (1456), велел вывезти вечевой колокол и вырвать ему язык в знак лишения Новгорода свободы.
Подробно о музыке:
Культурные диспозиции прогрессивного рока (progressive rock) в рок-культуре
Будучи частью интегративной по своей природе массовой культуры, рок-музыка унаследовала музыкальные и культурные элементы различных традиций и стилей - это особенности музыки ритуальных обрядов прошлого и настоящего, выращенные в течение усвоения музыкальной культуры американских негров, это объед ...
Анализ творчества
Творчество М., всеобъемлющее по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей — один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концерта и камерной музыки. В нём обобщён многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также итальянски ...
Обзор фортепианного творчества Мориса Равеля. Основные стилевые направления
и некоторые особенности музыкального языка.
В течение долгого времени, вплоть до первой мировой войны, французская музыкальная критика воспринимала Равеля как продолжателя и чуть ли не эпигона Клода Дебюсси - основоположника музыкального импрессионизма - яркая личность которого мешала увидеть индивидуальность и творческую независимость Раве ...