Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности

Статьи о музыке » Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности

Страница 3

Народные бедствия усугублялись длительными усобицами князей. Междоусобные войны за расширение своих владений приводили к ослаблению государства. Внутренние войны, с общенародной точки зрения, — это войны, которые были "погибелью земли Русской"; они ослабили обороноспособность Руси по отношению к внешним врагам — половцам, татарам, немцам-крестоносцам. Отрицательно сказалось и все возраставшее дробление княжеств: в середине XII в. было 15 княжеств, в начале XIII в., накануне нашествия Батыя, их уже было около 50, а в XIV в., когда начался процесс объединения русских земель, количество их приближалось к 250. Причиной такой дробности были разделы владений князьями между сыновьями, в результате которых княжества мельчали и слабели.

Период феодальной раздробленности имел четкий рубеж — татаро-монгольское нашествие 1237—1241 гг., после которого резко нарушился естественный ход русского исторического процесса. Драматические события, связанные с татаро-монгольским игом, нашли отражение в произведениях древнерусской литературы, в культовых песнопениях, в народных песнях.

Новгородская музыкальная культура

Крупным центром, постоянно конкурировавшим со всеми средневековыми русскими столицами (Киевом, Владимиром, Москвой), был Новгород.

"Древняя новгородская земля с ее богатой и славной историей, памятниками средневековой архитектуры и иконописи, знаменитой новгородской школой знаменного хорового пения и колокольными звонами явилась колыбелью музыкального гения С. В. Рахманинова"3. Она также вдохновляла творчество М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

В период феодальной раздробленности в Новгородском княжестве складываются особые культурные традиции, своеобразие которых во многом определилось особенностями жизни новгородцев.

Новгород был одним из древнейших русских городов, соперничавшим с Киевом. Летописные упоминания о нем относятся к IX в. В древнейшее время своего существования под властью киевских князей Новгород почти не отличался от прочих городов, но потом, воспользовавшись их распрями, Новгород перестал послушно принимать к себе правящего князя из Киева и сам начал выбирать себе правителя. Город постепенно приобретал права независимости и стал центром обширнейшей территории от Финского залива до Уральских гор с политическим строем, отличавшимся рядом демократических особенностей. Верховная власть в Новгороде принадлежала общему собранию свободных граждан — вече. Власть князя была ограничена — "без посадника ты, княже, суда не судити, ни волостей не раздавати, ни грамот даяти"4.

Выгодное географическое положение, сделавшее недоступным Новгород татаро-монгольским завоевателям, близость к Западной Европе и непосредственные торговые и культурные контакты с соседними странами способствовали быстрому расцвету Новгорода. "Дух свободы и предприимчивости, политическое сознание "мужей вольных", поднимаемое идеей могущественной общины "господина Великого Новгорода", нигде более в древней Руси не соединяло столько материальных и духовных средств, чтобы воспитать в обществе эти качества"5.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

С.Свириденко — музыкальная писательница И переводчица немецкоязычных либретто
Когда говорят о неизвестных или забытых именах в истории культуры, почти всегда речь идет о малых величинах, о фигурах локального значения. Однако в данном случае дело обстоит по-другому. Когда наследие С.Свириденко сделается доступным для общественности, станет очевидным, что ее творчество — одно ...

Brujeria
Brujeria Хотя музыканты этой группы всячески стараются нагнать таинственности, не появляясь на людях без масок, не давая интервью и пользуясь только псевдонимами, принято считать, что "Brujeria" – это детище членов "Fear factory" гитариста Дино Казареса и барабанщика Рэймонда Х ...

Николо Паганини
Николо Паганини (1782—1840) Итальянский скрипач, композитор. Первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке приобрёл под руководством отца — мелкого торговца, любителя музыки. Брал уроки у нескольких учителей, но обучался самостоятельно. С 11-летнего возраста концертировал в Италии, с 1828 — ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru