Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей

Статьи о музыке » Музыкальные способности и методы их развития » Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей

Страница 1

Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха:

Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе.

А в инструментальной музыке? Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.

Этот метод был предложен мне педагогом во время работы над текстом в полифонии (И.С. Бах, Прелюдия Fis-dur из 1 тома ХТК) для точной передачи ритма и для выработки ровности.

Нотный пример №1 стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужную

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволило моментально исправить неточности в ритме, и решить ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а также решить задачи текучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усилилось за сет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Философская природа музыки И.С. Баха в данном случае вполне удачно сочетается с философской природой Стихотворения М.Ю. Лермонтова. Оба автора особенно тонко чувствуют и передают глубокие переживания человека, наводят на размышления о смысле бытия, обращаются к внутреннему, духовному миру человека.

Передам свои ощущения от работы в совместном выражении музыкального и поэтического образа. Помимо решения ритмической задачи, я почувствовала особую поэтичность, необходимую в игре. Возвышенность образов и неповторимая красота этих двух высокохудожественных произведений наполнили меня особой одухотворенностью, побудили к творческим исканиям, помогли особенно сосредоточиться на звуке, дали большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения. Я ощутила особую пульсацию в музыкальном произведении. В отличии от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерно отстукивание, применение декламационного материала есть главное преимущество – выразительность. В последующих исполнениях в рамках репетиции я повторяла текст мысленно во время игры. Особенно важно, что параллельное включение декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношение звука.

Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 4 – нотный текст № 2. В работе над ритмом, артикуляцией Ирина Дмитриевна предложила стихотворный текст, сочиненный ею специально для выполнения этого вида работы.

Вот стаи журавлиные

Летят по небу синему

Зовут в края красивые,

Где песни соловьиные,

Пускай летят и кружатся!

Придет зима, завьюжится,

А мы пойдем на улицу,

Не страшно – не застудимся.

Кристаллики – снежиночки,

На реках – льды и льдиночки,

Вот зимние картиночки

Как радости снежиночки.

Заснежено, завьюжено,

В природе все застужено,

На окнах – иней – кружено

И печь гудит натружено…

И пусть мороз прокатится,

Пройдет зима – заплачется,

В капели порастратится

Придет весна, подкатится.

Ручьями да распутицей

Весна – природы спутница,

Нам лучшая попутчица,

С весною жизнь улучшится,

Да, время возвращается,

Природа оживляется,

А день уж прибавляется,

И птицы возвращаются,

Вот стаи журавлиные

Летят такие длинные,

Скучали на чужбине вы

Летите к нам, любые

Летите к нам сюда!

Так в вечном ожидании

Тепла, весна и мая мы.

Все – в трепетном внимании,

В природе – понимание

Стремимся к продолжению

И вечному движению

Все – в трепетном волнении

В высоком вдохновении.

Дарим свои улыбочки

И звуки – как слезиночки.

Сыграем как на скрипочке

Про вечные картиночки

И эти откровения,

Как радости мгновения

Разбудят вдохновение,

И в вместе с ним – движение.

О, муза фортепианная

Ты – самая желанная

Природа музыкальная

Для пианиста главная,

Как вечная весна!

(И.Д. Перфильева «Вечное движение»)

Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки.

С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие. В этом примере благодаря применению стихотворного текста решаются и технические задачи.

Таблица № 2 показатели темпа запоминания наизусть

Время

Освоение наизусть обычным способом

Освоение наизусть с помощью декламации

10

2

8

15

4

12

20

6

16

25

8

20

30

10

24

35

12

26

40

14

28

50

16

32

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Основы канона древнерусского певческого искусства
Средневековое певческое искусство на Руси было каноничным1. Основой древнерусского музыкального канона послужили канон византийской музыкальной культуры и его эстетика, определившие главные свойства древнерусского певческого искусства. По представлениям ранневизантийских философов, музыка — это глу ...

Опыт использования Чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки
Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок музыки - это урок жизни, сотворчество, идущий к сердцу каждого ученика. Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать в работе всего класса. Это возможно у учителя, который считает музыку искусством, об ...

Работа над крупной формой. Сонаты Д. Скарлатти.
Схема сонатной формы приблизительно однотипна. Она складывается из: 1. ЭКСПОЗИЦИИ - основных видов контрастных противопоставлений, возникающих в материале, в тональном плане и в способах изложения материала; 2. РАЗРАБОТКИ - места развития и доведения контраста противоположных начал до высшей фазы с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru