Российские гимны Нового времени (XVII - начало XX вв.)

Статьи о музыке » Российские гимны Нового времени (XVII - начало XX вв.)

Страница 1

Русские гимны XVII-XIX вв., будучи производными от духовных песнопений, во многом сохранили в себе их свойства. Но, в отличие от последних, это были уже гимны двойного назначения: духовные и светские одновременно. По церковным праздникам они исполнялись в качестве духовных величаний. А различные государственные церемонии — выходы царя, встречи его войсками, торжества по случаю побед обслуживали в качестве светских гимнов. Впрочем, все светские торжества в то время имели и духовное измерение. Ведь Самодержец был помазанником Божиим, а Победу в битве, как свято верили русские люди, дарует Господь.

Основной линией развития русской гимнодии в рассматриваемый период с политической точки зрения был поиск оптимального варианта православной самодержавной государственности и способа ее воплощения в виде лаконичной стихотворной строфы-формулы в сочетании с яркой, запоминающейся музыкой. Однако идеал государства и ее адекватный музыкальный символ были найдены не сразу.

На этом пути русская гимнодия прошла путь развития от многообразия славильных песнопений к единому государственному гимну. От государева гимна к гимну государственному. От гимна, воплощавшего личные качества и достижения царя, к славильной песни — символу православной государственности. От гимна безымянного к гимну авторскому.

Долгими были и поиски музыкального воплощения, которое бы отразило двойственный духовно-светский статус гимна. На протяжении трех столетий, в связи с особенностями духовного облика самодержцев и самой эпохи, русские гимны писались то в жанре марша, то полонеза, то хорала, то оказывались прологом к опере. Но почти всех их объединял церковный хорал, который был либо основным жанром, либо жанром второго плана в гимне. Хорал выступил на первый план, когда идеал государственности в XIX в. воплотился в гимне-молитве «Боже, Царя храни» А. Львова.

Аналогичные средства для подчеркивания духовной основы были и в других сторонах музыкального языка гимнов. Их мелодии впитали в себя юбиляционность богослужебного пения, заключающуюся в плавном, поступенном (без скачков) волнообразном или арочном движении интонационного контура, напоминающего архитектуру округлых линий русского храма. Многие гимны начинались однозвучной интонацией, идущей от церковной псалмодии. Однотонные фанфарные сигналы, имеющие сакральную природу, пронизывали инструментальное изложение гимнов. Позднее к ним присоединились величественные восходяще-нисходящие скачки на октаву, отражавшие идею «Свят Господь» из западной христианской традиции, скачки по трезвучию в мелодии, производные от сигналов труб. Отличительными чертами духовности в русской гимнодии также оказались: мягкая диатоника гармоний и тонального плана. Умеренный темп и плавные ритмические последования, связанные с пневмонической природой песнопения.

Светский характер славильного песнопения проявился в использовании танцевального жанра («Польский»), марша («Марш Преображенского полка»), а также пунктирного ритма, жестких окончаниями фраз, регулярного метра и т. д.

Форма изложения славильного текста в гимне также прошла несколько этапов развития. От повторения куплета, за которым угадывалась традиция микроварьирования в богослужебном песнопении, к использованию формы «запев-припев», в которой смена сюжета (запев) сочеталась с константными славословиями в адрес самодержца. За подобной структурой угадывалась логика церковного акафиста святым. Постепенно смысл текста гимна менялся от восхваления государя как «проводника» всех событий — к молитве Господу как хранителю царской власти.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Арам Хачатурян
При первых же звуках поэтического "Вальса" по "Маскараду" Лермонтова, или танца с саблями из балета "Гаяна" сразу чувтвуется - это музыка Хачатуряна. Чувствуется особый колорит восточных мелодий, стремительность танцевальных ритмов и особая красочность оркестра. В му ...

Лев Аннинский, литературовед
Постепенно стало ясно - что именно является содержанием его феномена: воздух свободы. Юрий Визбор показывал: человеком можно быть в любых условиях. Не выбирают эпоху, но внутри эпохи выбираешь манеру поведения. Он выбрал манеру, которая не каждому по силам. Он выбрал и он ее подкрепил. И ...

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному» С. Прокофьев Родился 23 апреля 1891 г. в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас с Красное Донецкой области). Отец будущего композитора Сергей Алексеевич Прокофьев, закончив Московский университет ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru