Расцвет музыкально-теоретической мысли в XIII-XV веках на Ближнем и Среднем Востоке связан с именами великих азербайджанских ученых и музыкантов - Сафиаддина Урмави и Абдулгадира Мараги.
Абдулгадир бин Гейби Мараги был высокоодаренным и разносторонне образованным музыкантом, певцом, исполнителем на многих музыкальных инструментах. Автор музыкальных сочинений, обладатель аналитического ума, Мараги создал труды, оказавшие большое влияние на развитие музыкально-теоретической мысли. Английский ученый-востоковед Генри Д. Фармер назвал Мараги "последним классиком" средневековой науки о музыке. В середине XIV века империя монгольских правителей Хулагуидов, избравших Южный Азербайджан центром своих обширных владений, распалась. На севере Азербайджана (Ширван) восстановила свою самостоятельность династия Ширваншахов. В остальной части страны укрепилось тюркская династия Джелаиридов. Развиваются ремесла, расширяются торговые связи Азербайджана. Возрастает роль азербайджанского языка в поэзии (Гасаноглу, Бурханаддин, Насими, Анвари).
Крупными культурными центрами Азербайджана в то время были города Гянджа, Шемаха, Барда, Тебриз, Ардебиль. Среди них - Марага, где в 1353 году родился Абдулгадир Мараги. Жизнь Мараги протекала в период правления двух династий - Джелаиридов и Тимуридов (сначала в Азербайджане, затем в Мавераннахре и Хорасане). Первую половину своей жизни (на родине) Мараги занимается исполнительской и музыкально-творческой деятельностью. Исключительный талант и виртуозное мастерство снискали ему необычайную популярность.
Отец его - Мовлана Гейби - образованный и уважаемый в городе человек, - заметив ранние незаурядные способности сына, решил обучить его достойным образом. В четыре года Мараги читал наизусть Коран, в 8 лет - овладел грамматикой, в 10-летнем возрасте ходил с отцом на меджлисы ученых мужей и шейхов, где покорял сердца присутствующих своим голосом, искусным исполнением сложных музыкальных произведений. Кроме музыки Мараги сочинял поэтические произведения, владел каллиграфией, "а по письму на камне ему не было равного и подобного". Исфизари (XV век) утверждает, что Мараги обладал тремя талантами - музыканта, художника-каллиграфа и поэта. Стихи он писал на фарси, азербайджанском и арабском языках. В азербайджанских стихах Мараги мастерски использовал сложную тюркоязычную поэтическую форму "туюг", где рифмуются слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение. Эти стихи (по словам Мараги) следовало исполнять в мугамах Сегях, Ушшаг, Нава в музыкальной форме "мотадел" (мотадел Арана). В начале 70-х годов XIV века Абдулгадир Мараги приглашается для участия в меджлисах правителя - султана Увейса Джелаира. В это время он побился об заклад, выиграл не только 100.000 золотых динаров, но и получил в жены дочь Хаджи Ризваншаха ибн Заки ат-Тебризи за сочинение музыкальных произведений (цикла мугамов). Талантливый музыкант, Абдулгадир Мараги стремился постигнуть природу музыкального искусства, законы развития и построения музыкальных произведений.
Труды Фараби, Ибн Сины, Сафиаддина Урмави становятся предметом его тщательного и кропотливого исследования. Знание опыта предшественников, мастерское использование устоявшихся правил позволяют ему выйти за их рамки. Так появляются произведения, основанные на новых, до него неизвестных ритмических циклах - усулей (семь из 20 впоследствии будут популярны на протяжении нескольких веков). Правители высоко ценят мастерство и талант Мараги. Но положение придворных музыкантов было непрочным. Их судьба зависела и от смены правителей, и от случайного каприза любого из них. Не избежал превратностей судьбы и Мараги. Опустошительные войны Тимура принесли неисчислимые бедствия народам. Богатые города Азербайджана были разграблены, искусные мастера, художники угнаны в Самарканд. Среди них и Мараги (795 год хиджры - 1393 год). Здесь, в центре Мавераннахра, азербайджанский музыкант пользовался не меньшей славой, чем на родине. В "Фирмане" (указе) Тимура (1397 год) Мараги назван "падишахом всех знатоков музыки".
Однако почести не могли заглушить тоску по родному краю. Абдулгадиру удается вернуться в Тебриз. Но вскоре, в связи с тяжелой обстановкой при дворе Мираншаха, известного своими кровавыми расправами над поэтами того периода, он вынужден бежать в Багдад, где снова попал в руки Тимура и был (как приближенный Мираншаха) приговорен к смертной казни. Отмене приговора Мараги обязан своему прекрасному голосу и мастерскому чтению суры из Корана, чем произвел сильное впечатление на Тимура. Грозный правитель вновь сделал его своим придворным музыкантом. К началу XV века относится второй крупный этап в жизни Мараги, связанный с пребыванием в Мавераннахре и Хорасане (Самарканд, Ходжент, Герат). Здесь 50-летний ученый работает над теоретическими трудами, в которых подытожен богатый опыт музыканта и исследователя. Мараги в 1405 году начинает, а в 1413 году завершает работу над большим теоретическим трудом "Джаме ал-альхан" ("Совокупность мелодий"). В 1415 году, уже в Герате, Мараги пишет второй вариант "Джаме ал-альхан".
Подробно о музыке:
Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности
Из нее, как из колоса, выросли новые независимые княжества, матерью которых была Киевская Русь. Князья полутора десятков новых суверенных княжеств, подобных западноевропейским королевствам, обособились, вышли из повиновения Киеву, начали жить самостоятельно и занялись устроением своих земель.
Рас ...
Сергей Сергеевич Прокофьев
(1891-1953)
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному» С. Прокофьев
Родился 23 апреля 1891 г. в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас с Красное Донецкой области). Отец будущего композитора Сергей Алексеевич Прокофьев, закончив Московский университет ...
Контрабас
Бас группы. Залезает совсем туда . в дебри. Очень красив прием pizzicato, когда по струне не проводят смычком как обычно, а дергают струну пальцем. Кстати, если вам интересно, контрабасисты с легкостью играют на бас-гитаре - там почти такое же расположение струн. (Вот повезло-то!) да, и еще - о ...