Ромео и Джульетта: жизнь в музыкальных произведениях

Статьи о музыке » Ромео и Джульетта: жизнь в музыкальных произведениях

Страница 2

В 1867 году популярный французский композитор Шарль Гуно (1818-1893) создает прославленную оперу "Ромео и Джульетта". По окончании консерватории Гуно отправился на три года в Рим, где изучал старинных итальянских мастеров, в результате чего появились его первые культовые композиции. В Париже, под влиянием Берлиоза и Мендельсона, Гуно обратился в сторону светской музыки. Несмотря на разносторонность творчества композитора, его широкая популярность основывается на операх "Ромео и Джульетта" и "Фауст".

Опера "Ромео и Джульетта" - произведение более сложное в гармоническом отношении, где Гуно не чуждается вагнеровских нововведений. Причины его длительного воздействия на вкусы широкого слушателя заключаются прежде всего в необычайной доступности его музыки, основанной на соединении всевозможных стилей, выработанных опытом французских, итальянских и немецких опер.

"Ромео и Джульетта" Гуно хорошо известна в мире и ставится до сих пор. Впервые опера была поставлена в театре Лирик в Париже. Либретто Барбье и Карре. Ромео - Мишо, Джульетта - Карвальо. В России впервые шла на итальянском языке в 1870 году с Джульеттой - Арто, так восхищавшей Чайковского (в 1872 году - с Джульеттой - Патти и Ромео - Николини). Маргарита Дезире Арто - знаменитая французская певица с голосом обширнейшего диапазона примирила Петра Ильича даже с музыкой Гуно, которую он до тех пор не любил. На советской сцене опера была поставлена 16 марта 1919 года в театре Оперы и балета в Петрограде. Режиссер - Боссе. Затем ставилась во многих городах. Среди выдающихся исполнителей: Ромео - Фигнер, Алчевский, Собинов, Смирнов, Юдин, Лемешев; Джульетта - Мравина, Больска, Нежданова, Барсова, Катульская, Масленникова. Если вы смотрели фильм "Антон Иванович сердится", то помните, как в начале фильма героиня Целиковской - Симочка репетирует с преподавателем к экзамену некую арию - это как раз ария Джульетты из оперы Гуно.

Существует запись оперы (Emi,1968) с Франко Корелли и Миреллой Френи, оркестр и хор Парижской Оперы.

В 1869 году Петр Ильич Чайковский (1840-1893) создает увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта". Сюжет, подсказанный Балакиревым, настолько захватил композитора, что он пишет музыку буквально на одном дыхании. Это знаменитое произведение часто исполняется музыкантами разных стран, и мы не без гордости обнаружили диск с записью увертюры в сувенирном магазинчике у Дома Джульетты в Вероне. На музыку Чайковского Сергеем Лифарем был поставлен балет. Существует также цветной телевизионный фильм-балет (Экран,1968) с хореографией Н.Рыженко и В.Смирнова. Джульетта - Наталия Бессмертнова, Ромео - Михаил Лавровский. Теме любви, всесокрушающей, всепобеждающей - той, что сильнее смерти, Чайковский посвятил также симфоническую поэму "Франческа Да Римини" (1867 г.). Подобно истории Ромео и Джульетты, трагическая судьба Паоло и Франчески вдохновила немало музыкантов, поэтов и художников всех времен и народов.

Затем следуют произведения Фредерика Делиуса, Энрике Гранадоса, Константа Ламберта, Витторио Гуи и Виктора Де Сабата.

Еще о балетных версиях "Ромео и Джульетты". В 1920-х годах компания Niccodemi очень успешно осуществляла свои постановки. Первый балетный спектакль в России состоялся в 1921 году в Москве в постановке Ленинградского Большого театра. Другой балет на музыку Константа Ламберта с хореографией Брониславы Нижинской был поставлен в 1926 году в Монте Карло Опера и интерпретирован Русскими Балетами Сергея Дягилева.

В 1922 году итальянский композитор Рикардо Дзандонаи создает оперу "Джульетта и Ромео", которую в свое время высоко оценили и очень хвалили, но сейчас она практически не ставится. Наиболее известный фрагмент оперы Дзандонаи - "кавалькада" - Ромео, отчаянно скачущий из Мантуи в Верону, к гробу Джульетты. Существует редкая запись оперы с симфоническим оркестром Санремо под управлением Лориса Гаварини и исполнителями Атонеттой Мацца Медичи и Анжело Ло Форезе (1960 г.).

В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всем мире. Вот что рассказывает Сергей Прокофьев в своей "Автобиографии": "Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на Ромео и Джульетту Шекспира. Договор заключил Большой театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий. В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашел ее нетанцевальной и нарушил договор. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить "Ромео и Джульетту" благополучно. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические. После нескольких бесед с хореографами оказалось, что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и музыка для этого конца."

Впервые балет Прокофьева был поставлен в Брно (Чехословакия): балетмейстер - Псота, Джульетта - Шемберова, Ромео - Псота. В 1939 году Прокофьев досочинил еще несколько номеров. В СССР первое представление балета состоялось в Ленинграде в Государственном театре оперы и балета им.Кирова 11 января 1940 года: балетмейстер - Л. Лавровский, дирижер - И. Шерман, художник - П. Вильямс, Джульетта - Г. Уланова, Ромео - К. Сергеев.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Владимир Самойлович Горовиц
Владимир Самойлович Горовиц /1904—1989/ В своем искусстве Горовиц предстает перед нами как неповторимая творческая личность — его исполнительский почерк узнается сразу, достаточно прослушать лишь несколько сыгранных им тактов. «Я индивидуалист, каким должен быть каждый художник, — заметил он как- ...

Боттезини — композитор и дирежер
Вклад композитора Боттезини значителен не только в области виртуоз-ных произведений, но и в других жанрах. Говоря про его оперное наследие следует отметить, что в то время на-бирает силу музыкальная драма, которую наиболее значительно воплотил вели-кий оперный композитор Джузеппе Верди. Боттезини ...

Генрик Венявский
Генрик Венявский /1835-1880/ «Шопен скрипки», «Лист скрипки», «Второй Паганини» — как только не называли молодого Генрика Венявского. Действительно, польский музыкант был одарен изумительным талантом. Его виртуозные возможности, казалось, не имели границ. Вот мнение знаменитого скрипача Иозефа ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru