Романсы и песни

Даргомыжский обращался к поэтам, многих из которых использовал и Глинка: Дельвиг, Кольцов, Павлов, Пушкин. Лирика Лермонтова у Даргомыжского важную роль. Это новейшая поэзия. У Даргомыжского появляются новые вокальные жанры, связанные с его, так сказать, принципиальной направленностью. Это романсы сатирические, совсем новые, их не было у Глинки. Это скорее песни. Даргомыжский писал их в момент сотрудничества с литературным журналом “Искра” на стихи Курочикина и Вейенберга. “Титулярный Советник” и “Червяк” - это сатирические сценки, в которых Даргомыжский делает ремарки. Есть и комические сценки. На стихи Пушкина - Мельник, где есть даже 2 действующих лица. Черты театрализованности. Появляются и лирические монологи: “Мне скучно и грустно”. Старый капрал - классическая песня, построенная как театральная сцена, в которой Даргомыжский хотел использовать хор.

Если Глинка отражал в музыке общий характер, настроение стиха, то Даргомыжский подходит к стиху более конкретно, как бы выделяя отдельные детали, поэтому вокальные партии у него более речитативные, есть речевые интонации, в вокальных партиях меньше пластичности. Это особенно заметно в сатирических романсах.

Для Глинки характерны куплетные формы, которые отражают общее настроение, а у Даргомыжского очень мало куплетной формы, т.к. все постоянно меняется, музыка меняется вслед за текстом. Романс “Ночной зефир струит эфир” (на Пушкина) есть и у Глинки, и у Даргомыжского. У Глинки форма АВАВА, а у Даргомыжского – рондо с контрастными эпизодами.

“Мне минуло 16 лет” на Дельвига. Это бесхитростный романс, который очень точно выражает настроение юной девушки. C-dur. Пример широкой песенной мелодии.

“Мне грустно” на Лермонтова. Элегия. D-moll.

“Старый капрал” на Курочкина. Жанр - драматическая сцена. Монолог старого капрала, приговоренного к смерти за оскорбление молодого офицера. Состоит из нескольких разделов, в конце каждого из них рефрен. В вокальной партии много речитативности: “В ногу, ребята, раз, два” (рефрен). 2-й куплет – “Я оскорбил офицера”. Каждый куплет более драматический, чем предыдущий. В конце Даргомыжский вводит хор: “В ногу, ребята, раз, два”. Его обычно исполняет фортепиано.

“Червяк” на Курочкина. Сатирическая сцена. Высмеивание чинопочитания. Главное – вокальная партия. Фортепианная партия очень скромная. Смена интонаций – C-dur-As-dur. “Какое счастье”.

“Титулярный советник” на Вейнберга. B-dur. Музыка идет за каждым словом текста. Сквозная форма. 1-й раздел – B-dur, 2-й раздел – пьяный советник.

“Ночной зефир” на Пушкина. Один из лучших романсов Даргомыжского. В этом романсе заключено отличие стиля Даргомыжского от Глинки. У Глинки обобщенное отражение текста, объективное, форма 3-х-5-ти частная (АВАВА). Даргомыжский подходит к стихам более конкретно и делает из романса сцену. Получается форма рондо. Есть рефрен c-moll: “Ночной зефир струит эфир”.

1-й эпизод. Резкий контраст. C-dur. Сценка. “Вот взошла луна золотая”. Серенада. В фортепианной партии изображается перебор гитарных струн. Даргомыжский конкретизирует картину.

2-й эпизод. Опять контраст. Серенада кавалера перед дамой. “Сбрось мантилью, ангел милый”. Смена темпа. Тоже есть переборы струн.

Рефрен – “Ночной зефир струит эфир”.


Подробно о музыке:

Burzum
Burzum Предыстория "Бурзума" началась в 1987 году, когда Варг Викернес (Кристиан Викернес) начал заниматься тяжметом в банде под названием "Urak-Hai" (сказывается влияние Толкиена). В 1990-м проект развалился, после чего Граф Гришнак (так теперь себя именовал Викернес) с двумя ...

Жизнь и творчество. 1705 - 1725 г.
ВИРАЛЬДИНИ Антонио Доменико — итальянский композитор. Родился 4 ноября 1705 г. в Венеции. Большое влияние на музыкальное развитие ВИРАЛЬДИНИ оказал его отец Маурицио ВИРАЛЬДИНИ, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и давший первые уроки композиции. В возрасте 4 лет ВИРАЛЬДИНИ играл на к ...

Музыкальные способности и их классификация
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то нов ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru