Азербайджанская музыка. Фольклор

Статьи о музыке » Азербайджанская музыка. Фольклор

Страница 1

Культура и искусство азербайджанского народа имеют многовековую историю. Фольклорная музыка существует многие тысячелетия. Примерно к V тысячелетию до нашей эры относятся обрядовые танцы типа "Яллы" (наскальные рисунки Гобыстана, в 25 километрах от Баку, гора Гемигая близ Нахичевани). О богатой музыкальной культуре Азербайджана свидетельствуют и литературные источники (народный эпос "Китаби Деде Коркуд"), произведения корифеев азербайджанской классической поэзии - Низами, Мехсети, Насими, Физули, Вагифа и других.

О высокой музыкальной культуре азербайджанского народа также красноречиво говорят и музыкальные трактаты выдающихся ученых Средневековья - Сафеддина Урмеви, Абдул Кадыра Мараги, его сына Азиза, Нуреддина Мараги, Мирзы бея и других. Глубокая древность азербайджанской народной музыки заложена в мугамах, ашугских дастанах, теснифах. Другие жемчужины устной традиции - ренки, диринге, гозеллеме, гошма, шикесте, кереми. История сохранила имена многих исполнителей (ашугов): Сары-ашыг, Туфарганлы Аббас, Гурбанали, Алескер, Шамшир, Наджаф-Кули, Асад. Среди певцов-ханенде прославились Саттар, Джафар, Харрат-Кули, Гаджи-Гуси, среди исполнителей-таристов - Садых Асад оглы, Ширин Ахундов и другие музыканты. Искусство народных певцов и музыкантов неизменно передавалось из уст в уста, из поколения в поколение и, обогащаясь чертами профессионализма, со временем становилось всенародным. В XX веке круг ашугского творчества расширился. Богатое наследие ашугской поэзии публикуется многотиражными изданиями ("Ашыг сеси", Баку, 1939 год; "Об ашугах в годы войны", Баку, 1942 и 1947 года, "Чобан Эфган", Баку, 1955 год, "Ашыглар", Баку, 1957 год и другие). Систематически издаются сборники современных ашугских песен. Событиями художественной традиции в Азербайджане стали съезды ашугов. В них участвовали Узеир Гаджибеков, Бюль-Бюль, Ниязи и другие выдающиеся музыканты. Богатую и развитую область музыкального фольклора Азербайджана представляют мугамы. Композиционные, структурные, ладо-интонационные и ритмические особенности мугамов отшлифовались на протяжение веков.

Самостоятельную художественную ценность представляют составные части мугамного цикла, в частности, теснифы. В части текста теснифы были связаны с классической восточной поэзией, а в XX веке исполнители мугамов - ханенде стали использовать в теснифах стихи высокого гражданственного и лирического звучания (С. Вургун, С. Рустам, А.Вахид, Б. Вахабзаде, И. Сафарли и другие). Народным певцам - ханенде принадлежит также большая заслуга в сохранении и популяризации многообразных образцов азербайджанского народного песенного творчества: обрядовых, трудовых, бытовых, лирических, героических, юмористических и сатирических. Народные певцы создали множество новых песен. В XX веке большую созидательную активность проявили знаменитые в республике певцы: Д. Карягды, Г.К. Сарабский, Бюль-Бюль, З. Адигезалов и другие. В азербайджанском фольклоре значительное место занимает поэтическая форма баяты. Научный интерес к азербайджанской народной музыке и первые попытки нотной фиксации азербайджанских народных мелодий относятся еще к XIX веку: "Азиатский музыкальный журнал" (1816-1818), журнал "Иллюстрация" (1961), газета "Кавказ" (1864), сборники "Материалы для описания местностей и племен Кавказа" (1891, 1892, 1894, 1912). Особый интерес представляет сборник тюркских песен, изданный в 1901 году видным азербайджанским просветителем Гасан Беком Мелик-заде (Зардаби). О широком интересе к азербайджанской народной музыки говорят и первые граммофонные записи образцов азербайджанского фольклора акционерными обществами "Граммафон" (Тифлис, 1906) и "Спорт реккорд" (Варшава, 1912). Вопрос о необходимости широкого изучения национально - самобытных особенностей азербайджанской народной музыки поднимался в 20-е годы XX века Уз. Гаджибековым, М. Магомаевым, З. Гаджибековым. В периодической печати они доказывали важность значения музыкального фольклора на пути развития профессионального композиторского творчества.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Контрабас
Бас группы. Залезает совсем туда . в дебри. Очень красив прием pizzicato, когда по струне не проводят смычком как обычно, а дергают струну пальцем. Кстати, если вам интересно, контрабасисты с легкостью играют на бас-гитаре - там почти такое же расположение струн. (Вот повезло-то!) да, и еще - они, ...

“Пиковая дама”
Первый период творчества Чайковского длился с конца 1860-х годов до 1877 года, когда композитор сочинил "Евгения Онегина". Это замечательное произведение, одно из лучших созданий творческого гения Чайковского, было его пятой оперой. До "Онегина" он написал оперы "Воевода&qu ...

Камерная музыка
Камерные инструментальные ансамбли М. близки по складу к его симфониям, но, как правило, более интимны, утончённо выразительны и духовно сосредоточены. В них ещё интенсивнее, чем в симфониях, использованы элементы полифонии; типичны хроматически обострённые мелодические линии (струнный квинтет g-mo ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru