1 год обучения.
В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.
Ученик осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.
За год учащийся должен пройти :
Гаммы: Ми-мажор, Фа-мажор (в одну октаву);
Этюды: 4-5 этюдов с простым ритмическим рисунком.
Пьесы: 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли)
Произведения для чтения с листа.
2 год обучения.
В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения : двойной щипок «pizz2», а так же «бряцание». Подготавливается база для освоения «тремоло».
Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны. Штрихи : легато, стаккато.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Соль-мажор, Ля мажор, Си-мажор, До-мажор, Ре-мажор;
Этюды: 4-5 этюдов
Пьесы: 8-9 пьес различного характера ( в том числе и ансамбля);
Произведения для чтения с листа.
3 год обучения.
В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам, а также тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь. Начинается освоение «vibrato» , ведется работа над техническим развитием учащегося.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Си-мажор, Ми -мажор, Фа # -минор (натуральный);
Этюды: 4-5 этюдов;
Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля);
Произведения для чтения с листа.
4 год обучения.
В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения : глиссандо, флажолет, гитарный прием.
За год учащийся должен пройти :
Гаммы: Фа- # мажор, ре –мажор (натуральные, гармонические и мелодические);
Этюды: 4-5 этюдов;
Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.
5 год обучения.
В течение года продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоком осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др. ), а также подборе репертуара.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Ми-минор 2-х октавная 3 вида, Ми-мажор 2-х октавная, арпеджио, хроматическая гамма, упражнения (Дорожкин, Шрадик, «Самоучитель», «Упражнения для скрипки»);
Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;
Пьесы: 6-7 пьес различного характера ( в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.
6 год обучения.
Шестой год обучения предполагает продолжение работы по совершенствованию исполнительского мастерства учащегося, выработка своего «почерка», своей манеры игры. Усиливается самоконтроль в работе над деталями, ответственность за выполнение художественных задач.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Хроматические гаммы в разных тональностях;
Упражнения для пальцевой беглости;
Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;
Пьесы: 6-7 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.
Примерный перечень музыкальных произведений,
рекомендованных для показа
в течение учебного года
на академических концертах.
1-й год обучения:
Тамарин И. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки» (1)[4]
Марченко И. «Марш» (3)
Глейхман В. Этюд
Белорусец И. (обр.) «Галя по садочку ходила» (3)
Пирогов О. Частушка (4)
Куликов П. Этюд
Черемухин М. (обр.) «Долия-раздолия» (5)
Иванов Аз. Полька (4)
2-й год обучения:
Рябинин А. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Светит месяц» (6)
Польшина А. «Осень» (4)
Подробно о музыке:
Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны 1812
года
В области бытового музицирования происходит целый ряд серьезных и глубоких изменений: возникают некоторые новые жанры, старые формы эволюционируют под влиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств. Бытовая народная песня откликается на крупны ...
Знаменный распев
Основным распевом в Древней Руси XI—XVII вв. был знаменный распев. Он назывался так потому, что записывался знаменами, знаками.
На протяжении семи веков он претерпевал эволюцию, но некоторые его виды оставались неизменными. Знаменным распевом пели тысячи песнопений годового цикла разнообразных пр ...
Мемориальный дом-музей Бюль-Бюля в Баку
Бюль-Бюль (1897-1961) (в переводе с азербайджанского Соловей) - неповторимое явление в вокальном искусстве, его актерская жизнь золотыми буквами вписана в историю мировой культуры. Он вошел в число корифеев мирового и азербайджанского музыкального искусства.
Бюль-Бюль прошел большой творческий пу ...