1 тема – его зарождение;
2 тема – расцвет;
3 тема – его трагический накал.
Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви, побеждающая смерть.
С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину. В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и отвагу бойца.
Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны, нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными, гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и юношеских шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия слепой ненависти и средневековой ???????? – причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в “Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда – олицетворение злобы, надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста, покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешённости. Она подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям.
Разбор балета
В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять картин
I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.
II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина – ужасная сцена вражды и смерти.
III действие. 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты принять снотворное зелье.
Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.
I акт
№1 Вступление начинается с 3 темы любви – светлой и скорбной; знакомство с основными образами:
2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и лукавой;
3 тема – с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую походку юноши).
1 картина
№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) – начинается с показа лёгкой походки юноши – задумчивая тема характеризует его романтический облик.
№3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада, секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту, озорство, как символ здоровья, оптимизма – тема звучит в разных тональностях.
№4 “Утренний танец” – характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков – музыка скерцозна, шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся – характеризует тип движения.
№5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой” – нет ещё яростной злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение “Утреннего танца”. “Бой” – как “этюд” – моторное движение, бряцание оружия, стук мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит полифонически.
№7 “Приказ Герцога” – яркие изобразительные средства (театральные эффекты) – угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff) и наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) – резкие динамические контрасты.
№8 Интерлюдия – разрядка напряженной атмосферы ссоры.
2 картина
В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.
№9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.
№10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны образа проявляются резко и неожиданно. Музыка написана в форме Rondo:
1 тема – Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной “бегущей” мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность, завершается сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными тоническими трезвучиями – As, E, C движущимися вниз по терциям;
2 тема – Изящество 2 темы передано в ритме гавота ( нежный образ Джульетты-девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо;
3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную “грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) – звучит очень прозрачно;
4 тема (coda) – в самом конце (звучит в №50 – Джульетта выпивает напиток) предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти – каждый танец несёт драматическую функцию.
№11 Под звуки “Менуэта” официально и торжественно собираются гости. В средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги Джульетты.
Подробно о музыке:
Мусоргский - Картинки с выставки, Гном
"Не музыки надо нам, не слов,
не палитры и не резца . мысли
живые подайте, живую беседу с людьми
ведите какой бы сюжет вы ни избрали
для беседы ."
Из письма М.П.Мусоргского
В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.(1.4)
Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Году ...
Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий
(25/I/1938 - 25/VII/1980)
Почему все не так? Вроде - все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода .
Только - он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах баз сна и покоя.
Мне не ст ...
America
America
"America" – один из фолк-роковых проектов начала 70-х, произведших на свет несколько хитовых вещичек, побывавших в горячей десятке, типа "A Horse With No Name" и "Sister Golden Hair". Вокалисты и гитаристы Дивей Баннелл, Дэн Пик и Джерри Бекли познакомились в ...