№12 “Маски” – Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках – веселятся на балу – мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш сменяется насмешливой, шуточной серенадой.
№13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo, групповой портрет – обобщающая характеристика феодалов (как характеристика семейства Капулетти и Тибальда).
Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной тяжёлой поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости – образ жестокий и неумолимый;
1 эпизод – тема вражды;
2 эпизод – танец подруг Джульетты;
3 эпизод – Джульетта танцует с Парисом – хрупкая, утончённая мелодия, но застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине звучит 2 тема Джульетты-девушки.
№14 “Вариация Джульетты”. 1 тема – звучат отголоски танца с женихом – смущение, скованность. 2 тема – тема Джульетты-девочки – звучит грациозно, поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые видит Джульетту (из вступления) – в ритме Менуэта (видит её танцуя), а второй раз с характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка).
№15 “Меркуцио” – портрет весельчака острослова – скерцозное движение полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих блеск, остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку).
№16 “Мадригал”. Ромео обращается к Джульетте – звучит 1 тема “Мадригала”, отражающая традиционные церемонные движения танца и взаимное ожидание. Прорывается 2 тема – шаловливая тема Джульетты-девушки (звучит живо, весело), впервые появляется 1 тема любви – зарождение.
№17 “Тибальд узнаёт Ромео” – зловеще звучат темы вражды и тема рыцарей.
№18 “Гавот” – разъезд гостей – традиционный танец.
Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев, “Сцене у балкона”, №19-21, завершающей I акт.
№19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты. 1 тема любви (из Мадригала) – звучит эмоционально-возбуждённо (у виолончели и английского рожка). Вся эта большая сцена(№19 “Сцена у балкона”, №29 “Вариация Ромео”, №21 “Любовный танец”) подчинена единому музыкальному развитию – сплетаются несколько лейттем, которые постепенно приобретают всё большую напряжённость – в №21, “Любовном танце”, звучит восторженная, экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный диапазон) – певучая и плавная. В Code №21 – тема “Ромео впервые видит Джульетту”.
II акт
3 картина
II акт изобилует контрастами – народные пляски обрамляют сцену венчания, во 2 половине(5 картина) атмосфера празднества сменяется трагической картиной поединка Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио. Траурное шествие с телом Тибальда – кульминация II акта.
4 картина
№28 “Ромео у патера Лоренцо “ – сцена венчания – портрет патера Лоренцо – человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального склада темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.
№29 “Джульетта у патера Лоренцо” – появление новой темы у флейты(лейт-тембр Джульетты) – дуэт виолончели и скрипки – страстная мелодия, полная говорящих интонаций – близка человеческому голосу, как бы воспроизводит диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка, сопровождающая обряд венчания, завершает сцену.
5 картина
В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски перевоплощает самую весёлую тему – “Улица просыпается”, которая в 5 картине звучит мрачно, зловеще.
№32 “Встреча Тибальда и Меркуцио” – тема улицы искажена, её цельность разрушена – минор, острые хроматические подголоски, “завывающий” тембр саксофона.
№33 “Тибальд бьётся с Меркуцио” темы характеризуют Меркуцио, который бьётся лихо, весело, задиристо, но без злобы.
№34 “Меркуцио умирает” – сцена, написанная Прокофьевым с огромной психологической глубиной, основана на постоянно возвышающейся теме страдания (проявившейся в минорном варианте темы улицы) – вместе с выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека – усилием воли Меркуцио заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки прежних тем, но в далёком верхнем регистре у деревянных – гобоя и флейты – возвращения тем прерывают паузы, необычность подчёркивают чужие заключительные аккорды: после d moll – h и es moll).
№35 “Ромео решает мстить за смерть Меркуцио” – тема боя из 1 картины – Ромео убивает Тибальда.
№36 “Финал” – грандиозное ревущая медь, плотность фактуры, однообразный ритм – приближающие к теме вражды.
III акт
III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически отстаивающих свою любовь – особое внимание образу Джульетты(глубокая характеристика Ромео дана в сцене “В Мантуе”, куда сослан Ромео – эта сцена введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен). На протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви, приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью сквозного действия.
Подробно о музыке:
Белые в джазе
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто вторгается, как они считают, в их "семейные дела", но и некоторые бе ...
Кристоф Виллибальд Глюк
Кристоф Виллибальд Глюк /1714-1787/
"Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант", - так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего характеризуют его реформаторский подход к сочинению опер. Глюк "вырвал" оперу из-под власти придво ...
Петр Ильич Чайковский. Опера "Пиковая дама".
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. В Воткинсе, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале), протекали ранние детские годы композитора. Народные песни, по преимуществу протяжные, лириче ...