Мир-перевёртыш песни "мотоциклетная цепь"

Статьи о музыке » История русского рока » Мир-перевёртыш песни "мотоциклетная цепь"

Страница 1

Вся комната напоена

Истомой - сладкое лекарство.

Такое маленькое царство

Так много поглотило сна.

О.Мандельштам

Альбом "Альтависта" несколько психоделичен. В его песнях создаётся другой мир - мир виртуальный (возможно, отсюда происходит название альбома), даже сумасшедший, ирреальный. Герой практически каждой песни уходит от действительности благодаря алкоголю, наркотикам или сумасшествию.

Мир песни "Мотоциклетная цепь" - мир- перевёртыш, механический мир вещей. В этой песне нет живых людей. Оживают и действуют окружающие нас предметы.

"Куда держит путь мотоциклетная цепь?". Цепь совершает намеренное движение, куда-то стремиться. Она оживает, одушевляется, "держит путь" - движется по своей воле. Характерно то, что сама мотоциклетная цепь является частью механизма, передающей движение.

"Бензиновым пятнам на мокром асфальте смешно". Пятна тоже оживают. Они даже наделены чувствами - способностью смеяться. Интересно то, что смех заключает в себе разрушительное и созидательное начала: он разрушает привычный мир и созидает мир совершенно новый: мир других отношений, другой культуры (Д.С.Лихачёв).

Бензиновые пятна на воде образуют маленькую радугу. В античности люди считали, что существует богиня Ирида, которая бегает по небу по поручениям богов. Путь, по которому она пробежала есть радуга. Но здесь - радуга искусственна. Создаётся зеркальное отражение неба на земле (даже не на земле, а на искусственно созданном материале). Живое небо играет, отражаясь в механистической радуге.

"Время летит самолётом вперёд" - появляется стихия воздуха. Время оживает, движется. Характерно, что у каждого предмета в этой песне есть свой путь. Время передаётся "механически". Летящий самолёт - огромная машина, искусственная птица.

"Пароходом под лёд" - стихия воды.

"Паровозом изо рта в рот". Возникает двойственное восприятие этой строчки:

1. Паровоз - сочетание стихий огня и земли.

2. Именно благодаря паровозу изо рта в рот возникает этот мир, созданный наркотиками, воспалённой фантазией.

Сочетание четырёх первоначал - воздуха, воды, земли и огня - создаёт космос, Вселенную, по мысли философа Эмпедокла. "Этой ночью ты будешь сладкой, как мёд" - фантазия, нечто потрясающее. Мёд - вязкая, податливая субстанция. Создаётся плавность, некоторая текучесть движения. Вкушаемая любовь. Время постепенно перетекает, превращается в девушку. Это безумный мир, не прекращающий своего движения, оживающий и существующий ночью.

"Из навигационных систем, из перерезанных струн, из растревоженных ульев". Навигация - наука о способах выбора пути. Навигационные системы помогают выбрать нужную дорогу.

" . из перерезанных струн" - как будто из вен (даже по рифме подходит систем- вен). Но эти вены - не настоящие. По ним не течет кровь. По ним течёт музыка.

"Растревоженные улья ." . Улей - дом пчёл, созданный руками человека. Возможно, растревоженные улья здесь символизируют разрушенный мир обыденности, реальности. Хаос. В древности философы под хаосом понимали первопотенцию, начало всего живого. Из хаоса образуется гармония, вознмкает мир. Вновь проскальзывает тема мёда. "Мотоциклетная цепь ползёт из тени на цвет". Цепь уже не держит путь, а ползёт. Она устала, придавлена к земле. Она выползает из навигационных систем, из перерезанных струн, из растревоженных ульев, то есть, из тени. На цвет. Из ночи (времени существования этого безумного мира) в день. Интересно то, что здесь нет привычного противопоставления тень - свет. Есть цвет. Тень - что-то тёмное, расплывчатое, не имеющее своих очертаний, что-то что не может существовать само по себе. Цвет придаёт вещам форму, возвращает реальность (но и даёт тени существование). "И вкус твоих поцелуев" - вкус мёда на губах - единственное, что остаётся от исчезнувшего мира.

Мотоциклетная цепь. Она движется по кругу, а значит - бесконечно. Мир будет исчезать и появляться вновь. Как смена дня и ночи. У меня создалось впечатление, что этот мир - один большой организм,который живёт, движется. Огромная кровеносная система. Удивительно точно передаёт настроение, жизнь песни музыка: всё течёт, меняет свои очертания (отсюда - повторяющаяся тема мёда, как нечто податливого, текучего), плавно переходит из одного состояния в другое. Как у Кортасара в "Ленте Мёбиуса" (хотя этот рассказ ассоциируется у меня с одной из любимых песен "Мария и Хуана").

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

1864-65гг.
Вторая заграничная поездка: Варшава, Лейпциг, Брюссель, Париж. Имел всё больший и больший успех. ...

В других жанрах
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Роз ...

Отражение русской истории в творчестве древнерусских распевщиков
В средневековом профессиональном певческом искусстве нашли отражение многие события русской истории. Древнерусские распевщики в своем творчестве использовали канонические византийские жанры — стихиры, каноны, кондаки, тропари. Облекая их в привычные формы, древнерусские распевщики создали множеств ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru