Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса

Статьи о музыке » Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса

Страница 2

Вторая часть неустойчива в тонально-гармоническом плане. Этот раздел ещё более ярко развивает полифонические приёмы, как в основной мелодической линии, так и в сопровождении. Вторая вариация, построенная на контрастном образе, всё же не даёт изменения формы. Этим Брамс подчёркивает характерные особенности эпохи Гайдна. Но в следующей вариации, отдавая дань и своей эпохе, композитор изменяет форму, расширяя вторую часть двухчастной репризной формы. Третья вариация возвращает основную тональность В-dur.Основная тема заключена в мелодическом распеве, причём остальные голоса играют вспомогательную роль, создавая тем самым, три пласта музыкальной ткани - основной - на элементах темы, в средних голосах - тоже на развитии основной темы, но более самостоятельном; и басовый пласт – основанный на басовых интонациях темы. Первая часть расширена в два раза, за счёт повторения. Вторая часть первой части усложняется арпеджированной фактурой.

Вторая часть имеет небольшой вступительный раздел, дающий четырёхтактовое сопоставление мажоро-минора, как двух основных драматургических образов цикла. Дальнейшее развитие построено на развитии первой части и вычленении мотивов из второй.

Второе предложение открывается кадансированием в тональность

B-durна протяжении шести тактов; а в следующих восьми тактах происходят отклонения в тональности b-moll, B-dur, Es-durна принципах полифонических имитаций. И, подготавливая репризу, Брамс возвращает основную тональность. Реприза в третьей вариации синтетического типа. Она сочетает в себе элементы основной темы и их развития в третьей вариации. Таким образом, третья вариация, изменяясь в структуре, даёт новое представление о форме. Вторая часть этой вариации даёт разработку всего материала, а реприза – обобщение основных образов.

Четвёртая вариация, по сравнению с предыдущими, полностью меняет основной образ, характер, структуру и двухдольный метр заменяет на трёхдольный. В основе этой вариации – вокальная тема, с её интонациями вздоха, но эта тема получила своё развитие в полифонических приёмах. Первая часть не даёт пока структурных изменений. Вокальная тема имеет истоки основной темы вариаций. Эта тема проходит четыре раза; в это время в контрапункте намечается скрытый голос. Вторая часть основана на развитии этой темы, точнее, её элементов. Они развиваются на протяжении шестнадцати тактов, а затем происходят кадансирования в тональность b-moll. Дальнейшее развитие основано на тех же интонационных формулах, таким образом, исключая репризу. Вторая часть построена на развитии, словно это развивающая часть фуги. Вариация заканчивается четырёхтактовым кадансированием в тональность b-moll.

На середину вариационного цикла приходится мощное, контрастное, яркое сопоставление двух образов. Четвёртая и пятая вариации противопоставлены, в первую очередь, в тональном соотношении: в четвёртой вариации-b-moll, в пятой- B-dur. Во-вторых, Брамс даёт контраст двух жанров - вокального и инструментального. В-третьих, ярко противопоставлены приёмы развития: в четвёртой вариации - полифонические, в пятой- приёмы, характерные для скерцозных жанров. Естественно, что все эти признаки поддерживаются динамикой развития двух образов цикла. Единственное, что внешне связывает эти две различные между собой вариации - трёхдольный метр. Но вместо размера 3/8 в четвёртой вариации, в пятой появляется размер 6/8, что играет немаловажную роль.

Развивая скерцозный образ, пятая вариация полностью противоположна предыдущей. Первая часть основана на элементах темы, её секундовых интонациях, но эти интонации значительно изменяются, перерастая в инструментально-танцевальную музыку. Первая часть не изменяет структуры.

Начало второй части контрастирует с первой в тонально-гармоническом плане. Здесь господствует b-moll. Но четыре b-moll’ных такта переходят в B-dur’ный четырёхтакт, перерастающий в репризу, которая расширена за счёт кадансирований в тональности B-dur, es-moll, постепенно возвращаясь в B-dur. Но на этом вариация не заканчивается. Брамс даёт повторение начального b-moll’ного восьмитакта второй части, переходящий в повторение репризы, с которой этот раздел связан однотактовым переходом. Но реприза расширена за счёт кадансирований, что уже звучало в репризе. Динамика этой части затихает, движение приостанавливается; эта энергичная вариация заканчивается на p,что, скорее всего, готовит к новому развитию.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Белые в джазе
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто вторгается, как они считают, в их "семейные дела", но и некоторые бел ...

Красочные приемы игры
Пиццикато Флежолеты Вибрато Глиссандо Эффекты тембра Звуковые эффекты. Пиццикато – прием извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте (пальцем). Самый распространенный прием – пиццик, большим пальцем, обозначение – pizz б.п. Следует различать звучание арпеджио и пиццикато pizz, после ...

America
America "America" – один из фолк-роковых проектов начала 70-х, произведших на свет несколько хитовых вещичек, побывавших в горячей десятке, типа "A Horse With No Name" и "Sister Golden Hair". Вокалисты и гитаристы Дивей Баннелл, Дэн Пик и Джерри Бекли познакомились в к ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru