Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса

Статьи о музыке » Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса

Страница 3

Шестая вариация интонационно связана с пятой вариацией, но в отличие от предыдущей вариации, здесь меняется метр - трёхдольный на двухдольный. Четырёхтакт первой части имеет функцию вступления, так как звучит на p, постепенно динамика нарастает и переходит во второе предложение (шеститактовое), которое расширено, так как начало его наслаивается на каденцию первого, поэтому происходит повторение первой фразы второго предложения. Таким образом, внешне структура первой части не изменяется, но внутренние изменения присутствуют. Первая часть модулирует в тональность G-dur. Вторая часть начинается на доминантовом басу к b-moll, как и в теме; развиваясь, тема отклоняется в Des-dur, b-moll. Развитие подводит к тональности F-dur, готовящей репризу. Реприза начинается в B-dur. Первые четыре такта практически повторяют первую часть, оставшиеся шесть тактов построены на материале второй части. Второе предложение расширено за счёт повторения фразы. Вариация заканчивается в тональности B-dur.

Седьмая вариация выдержана в стиле грациозного старинного танца. Она отличается яркими полифоническими приёмами развития. Данная вариация связана с темой. Она построена на тех же интонациях, особенно выделяется квартовый ход, как восходящий, так и нисходящий. Примечательно, что аккомпанирующая партия очень выразительна и полифонична. Тема проходит в партии первого рояля; второй рояль берёт на себя функцию сопровождения, второе предложение практически не даёт изменений.

Вторая часть седьмой вариации развивается ещё ярче в полифонических приёмах. Имитация здесь играет главную роль – в начале второй части, в партии первого рояля; в это время у второго рояля – хоральное сопровождение, в котором тоже выделяется скрытая полифония: в басу и сопровождении – нисходящее движение; в четвёртом такте – взлёт в мелодии приводит к началу второго предложения. В нём партии первого и второго рояля меняются местами. Основная тема этой вариации звучит у второго рояля, но не в первоначальном виде, а лишь её отдельные фразы – двутакты, основанные на пунктирных интонациях темы. У первого рояля – словно зеркальное отражение первого предложения: восходящее движение мелодии и нисходящий бас в первых двух тактах второго предложения, а затем нисходящие ходы в сопрано и восходящее басовое движение.

Реприза седьмой вариации начинается в партии второго рояля. Первое предложение практически не изменяется, а второе предложение расширено за счёт повторения фразы в конце вариации (характерной квартовой интонации, утверждающей данный образ).

Ещё один яркий контраст цикла приходится на следующую пару вариаций – седьмую и восьмую. В седьмой – старинный танец, в восьмой – старинная полифония; седьмая вариация даёт утверждение светлого, жизнерадостного образа, а восьмая – полностью противопоставляется светлому образу, утверждая трагический.

Восьмая вариация интересна в плане структурного развития. В двухчастную репризную форму проникает полифоническая форма. При этом, по особенностям полифонических приёмов, можно предположить, что первая часть – это прелюдия, а вторая – фуга.

Первая часть, словно прелюдия эпохи Барокко. Основная тема почти неузнаваема, но слышны её контуры. Первая часть не даёт изменений в структуре. В начальном пятитакте, у второго рояля, в унисон, звучит тема прелюдии. Для этой темы характерны хроматические интонации, опевание. Вторые пять тактов содержат тему у первого рояля, второй рояль выполняет функцию сопровождения; в нём слышны ниспадающие интонации, утверждающие трагический образ. Второе предложение первой части начинается без перерыва, причём на залигованном звучании первого предложения. Заканчивается первая часть трагически, утверждая b-moll.

Вторая часть приёмами развития напоминает фугу. Тема фуги проходит у первого рояля, причём каноном; таким образом, развивается двойная фуга. Развитие темы приводит в тональность es-moll, второе предложение второй части наслаивается на каденцию первого и продолжает те же приёмы развития, что и в первом предложении, т.е. канонически. Этот раздел приводит в b-moll. Реприза начинается проведением темы в верхних голосах, в партиях двух роялей в вертикально-подвижном контрапункте.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Химический бит (Chemical beats)
Сначала послушайте Leave Home - гимна биг-бита от основателей: Chemical Brothers (или как я их называю Братья Менделеевы). Вы слышите мощную басовую линию, отличную и от техно и от джангла, и брейк-бит 1 2 33 4 с акцентом на первом хлопке. Этот бит толкает вас к танцу; просто слушать надо что-то д ...

"Обманутые не подозревают, что их обманывают" или Чего вы не знаете о рок-музыке
Слова, вынесенные в заголовок этой главы – "Обманутые не подозревают, что их обманывают" принадлежат Вендио Вильямсу из группы "Плазматикс". Нет, он не бросал их в лицо своим поклонникам напрямую – но они отчетливо звучат, если воспроизвести одну из его записей в обратном поря ...

О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта
Очень часто, при изучении таких предметов, как «История исполнительства» (старое название «История фортепианного искусства»), можно столкнутся с различного рода путаницей в количестве произведений того или иного композитора. Так, например, мы точно не знаем о количестве произведений для клавира ил ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru