Звуко (и видео-) запись и трансляция музыки в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры

Статьи о музыке » Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства » Звуко (и видео-) запись и трансляция музыки в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры

Страница 1

Возникновение технологий фонозаписи и трансляции звука создало предпосылки развития дистантных форм коммуникаций, действующих как во времени, так и в пространстве. В дистантных формах коммуникаций процесс общения опосредован техническими средствами - грамзаписью, радио, телевидением, магнитофонной и видеозаписью. Это имеет кардинальное значение для судеб культуры. Но, как часто бывает, осознанию глубинного значения перемен препятствует именно их масштаб, их глобальность, привычность и повседневность.

В истории музыкального искусства периодизация информационных технологий соответствует принятой типологии (язык, письменность, книгопечатание, электронные средства, компьютерные технологии - А.Соколов, А.Ракитов), если иметь в виду информацию как фиксацию сообщения: устный, невмо- и ното-письменный, нотопечатный, звукозапись, электронные системы создания и трансляции звука. Звукозапись и видеозапись представляют коммуникации документального типа, сходные с книгопечатанием, но и отличные от него.

С точки зрения информационно-полевого музыкального феномена можно выделить только два этапа, разделяющихся по принципу характеристики самой субстанции музыки как живой, биотической - действующие на живые, биотические общности и - техно-биотической, продуцируемой техногенными средствами, но оказывающей влияние на человека как в контактных формах общения людей, так и в дистантных, охватывающих неисчислимые множества людей. В трансформации современной цивилизации от биотических информационных полей к технобиотическим - электронным - проблема большого технологического и социального масштаба.

Информационное поле музыкальных технологий является доминирующим в современной культуре (Е.Назайкинский, А.Волков-Ланнит, Е.Дуков, Е.Шашеро, А.Коровина, Г.Котляренко, Р.Кунафин, А.Айги, А.Шнитке, А.Варгафтик, Д.Ухов).

В этой связи музыкальные технологии можно подразделить следующим образом: 1. Звукозапись и видеозапись традиционных (в широком смысле) форм музицирования; 2. Технологии конструирования звука: а) попытки конструирования традиционных звуко-тембров в границах воспроизведения традиционного человеческого музыкально-интонационного языка с его уровнем эмоционально-концепционных смыслов; б) конструирование нетрадиционных звуко-тембров на электронных (и компьютерных) синтезаторах на уровнях нетрадиционной интонационности технологического происхождения, восходящей к интеллектуальным формам познания.

Звукозапись, а затем и видеозапись в массовом масштабе кардинальным образом меняют направление потоков культуры - ее движение от полевых структур акциональных общностей - к уединению личности. Эти процессы создают проблемы соотношения массового и индивидуального в восприятии и потреблении музыки, о соотношении в культуре элитарного и массового, индивидуального и тиражированного. Вследствие зафиксированности - не ' вариантности - произведений возникает быстрая смена стилей потребляемых артефактов.

Музыкальные технологии в основном восприняты массовым акциональным искуством, менее требовательным к стихиям тонких пластов выразительности. Многие формы современной музыки появились после изобретения звукозаписи и благодаря ей. Способом своей фиксации они выбрали именно звукозапись, поскольку новые, импровизационные формы музыки принципиально не фиксируются нотной записью - их импровизационная спонтанность, мелодический, гармонический, ритмический язык, вариабельность произведения как концертного феномена не вмещаются в сетку линейной нотации, противятся всякой фиксации, кроме звуковоспроизводящей. Звукозапись обеспечила поп-музыке и аудиторию, и школу, исполнительские кадры, оказалась школой импровизационного исполнительства (Е.Шашеро, А.Коровина).

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

О темпе Богослужения
На протяжении всей моей работы в старообрядческих общинах я не раз задавался вопросом, почему в разных храмах разнится продолжительность богослужений, одних и тех же песнопений? Время, скорость движения в музыке, как известно, определяется темпом. На собственном опыте я убедился в том, что у староо ...

Первичная музыкально-ритмическая способность и её формирование у учащегося в процессе обучения игре на фортепиано
Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать с ...

К новым берегам...
В последнее десятилетие в творчестве Бетховена усиливаются новые черты. После длительного перерыва он вновь возвращается к своим излюбленным жанрам и на протяжении десяти лет создает пять грандиозных сонат для фортепьяно и пять величественных струнных квартетов. Ни одна из последних сонат не похожа ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru