Д. Боттезини – «Паганини контрабасов». Исполнительское искусство

Статьи о музыке » Д. Боттезини. Творческий портрет » Д. Боттезини – «Паганини контрабасов». Исполнительское искусство

Дж. Боттезини занимает исключительное место в истории контрабасового искусства как виртуоз, композитор и дирижер. Исполнительство на контрабасе ко второй половине 19 в. достигло такого уровня, что контрабас оказался в одном ряду со скрипкой и виолончелью. Появление Дж. Боттезини обусловлено тем, что к этому моменту существовали довольно развитые итальянская и другие контрабасовые школы.

Исполнительский стиль Боттезини был непосредственно связан с музыкальным романтизмом. Личность виртуоза приковывает внимание слуша-телей. Новые черты стиля, импровизационность и свобода наиболее полно раскрывают внутренний мир художника.

В те годы композиторское искусство было неотделимым от исполнителя.

Композиция помогала реализовать творческие устремления исполнителя.

Боттезини называют «Паганини контрабасов» и это объясняется тем, что многие черты роднят его с великим скрипачом Н. Паганини. Оба артиста исполняли на концертах только свои собственные произведения. Оба сочиняли почти в одинаковых инструментальных жанрах (концерты, виртуозные вариации на темы из опер). Оба композитора-исполнителя раздвигали рамки выразительных возможностей своих инструментов, постоянно искали новые виртуозные приёмы.

Боттезиниевская пальцевая беглость позволяла играть сложные пассажи, хроматические последовательности, диатонические последовательности, с помощью которых обыгрывались основные звуки мелодии. Во всех сочинениях Боттезини можно найти трели, двойные ноты, арпеджио, натуральные флажолеты, форшлаги.

Техника правой руки включает такие штрихи как стаккато на один смы-чок в обе стороны, спиккато, арпеджио на трёх струнах с помощью прыгаю-щего штриха.

Романтизм дал толчок к поиску новых выразительных средств. Боттезини использует натуральные флажолеты в сочетаниях со сложными штрихами, иногда в сочинениях Боттезини встречаются ноты, записанные в скрипичном ключе, но их нельзя сыграть флажолетом. Обычно это вводный тон, к какому-либо из натуральных флажолетов, который исполняется за счёт прижатия пальца к струне сбоку (как бы оттягивая).

Достаточно подробно Боттезини указывает динамические оттенки, фра-зировку и штрихи для исполнения: dolcissimo (нежнейше), dolce e semprice (нежне и просто), con molto passione (с большой страстью), perdendosi (исчезая). Исполнитель получает от автора, таким образом, и подсказку, и импульс для поиска выразительных средств.

Высокая требовательность к себе в отношении составления программ и подготовки к каждому концерту была одной из причин огромного успеха, которым он пользовался у публики. Боттезини превратил контрабас в инст-румент романтизма, выражающий любые оттенки, любые краски, инструмент солирующий.

Тем более восприятие публикой контрабаса как типично оркестрового инстру-мента, только усиливало сценический эффект, производимый Боттезини-артистом.


Подробно о музыке:

Подшивки газет
Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой ни­когда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не ве­рить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой - единственный, у ко ...

Паузы
На конфигурации музыкально-ритмических рисунков способны оказывать самое существенное воздействие «умолкания» звучаний — паузы. Заполняя «проемы» между длительностями, они создают те особые фоновые прослойки, которыми оттеняется, рельеф­но подсвечивается множество метроритмических орнаментов (обыг ...

Динамика
Обязательным условием ведения службы в старообрядческих храмах является ровный динамический уровень — "в полный голос", по терминологии певцов. Понимание же певцами правильного динамического уровня и его реальное воплощение — в каждой общине свои. Зависит это также от ряда причин: от сос ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru