Проведение праздника

Статьи о музыке » Ивана Купала » Проведение праздника

Страница 3

«Плыви, Купало, за водою,

Да за святою росою .»

В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя:

«Ой на святого Купалу

Ой на святого Купалу

Там ласточка купалась

На бережочке сушилась

Красна девица журилась

Было лето, иль не было

Мати гулять не пускала

Златым ключом замыкала

Я ж на святого Купалу

До милого побежала .

Купало, Купало

Где ты зимовало?

Лотов ало в лесе

Зимовало в стресе

На святого Купалу

Летели гуси ряд по ряду

На святого Купалу

На святого Купалу

Крикнули гуси раз по разу

На святого Купалу

На святого Купалу

Девки ёлки собирали

Собирали и не знали

Собирали и не знали

У Купалича пытали

Купала, Купала

Что это за зелье

Что это за зелье

Святое коренье?

Девицкая красота

Мальчоцкая сухота

Девиц умыванье

Парней воздыханье

Как на святого Купалу

Солнце ясно заиграло

Ай люли люли, ай люди люли (припев)

Ходил чижик по улице

Около Мареночки

Погуляти со синицей

Собрать девок на Купалу

Да ребяток на гулянье

А девочек венки вить

А ребятам шапки бить

У девочек своя воля

У ребяток того боле.»

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют:

«Ой на святого

Ой на Купалу

Девки гадали

Венки кидали

Кидали в воду

В воду быструю

Скажи (ласковое название реки)

Про жизнь молодую

С кем наша (река)

Век вековати

Кого наша (река)

Любым назвати

Долго ль я жити

Долго ли буду

Неси (река) венок

Не дай потонути.»

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают вол-шебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

Страницы: 1 2 3 


Подробно о музыке:

Александр Николаевич Скрябин
Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) Русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать — пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882—89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепьяно) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую ...

Белые в джазе
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто вторгается, как они считают, в их "семейные дела", но и некоторые бе ...

Приёмы оперной драматургии Чайковского
Его мелодии пленяют слушателя искренностью чувств, большим дыханием, декламационной выразительностью. Заметим, что композитор редко пользовался чисто речитативным языком, в котором мелодия полностью подчинена слову, для Чайковского характерна манера широкого "распевания" текста. Принято н ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru