Инструменты, имеющие форму лука, нижняя часть которого соединена с резонатором и в которых используются одна или несколько струн, имеют достаточно протяжённую во времени традицию, их можно встретить и в настоящее время у некоторых народов Африки, Передней Азии и Евразии. Технические возможности таких инструментов, конечно, невысоки, и инструменты, в соответствии с требованиями исторической эпохи, продолжали совершенствоваться.
Струнные инструменты, снабженные шейкой, насчитывают историю не одного тысячелетия. Самые ранние сохранившиеся свидетельства существования струнных инструментов, снабженных шейкой, - это скульптурные изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко II тысячелетию до н. э. В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом, который был сделан, наподобие лиры, из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей видимости, кожей). У древних щипковых инструментов первоначально шейка выполняла задачу усиления прочности инструмента, у которого появилось несколько струн фиксированной настройки. Непосредственное развитие этой конструкции вызвало к жизни арфу, псалтериум, гусли и т.п. О применении на этих инструментах, на заре их развития, флажолетной техники можно только предполагать. Способ изменения высоты звука струны путем изменения её длины посредством прижимания к грифу стал использоваться значительно позже, функцию ладов на раннем этапе развития хордофонов могли выполнять куски жильных струн, обмотанных вокруг грифа. В качестве такого свидетельства, можно рассматривать традицию лауда. Поиски улучшения выразительности и усиления громкости, а также певучести звука, привели к необходимости использования смычка, т.к. подушечка пальца, прижимая струну к грифу без порожков, - глушит звук, но это уже история смычковых струнных инструментов.
Богатые музыкальные культуры древнего мира возникли на Ближнем Востоке. Высокого уровня достигло музыкальное искусство в Древнем Египте. Страна обладала высокоразвитой, разнообразной инструментальной культурой. Музыка, вероятно, не записывалась, но передавалась от одного поколения к
другому, запечатлённая в особой системе движений рук при управлении хором. Этот способ широко распространился впоследствии по культурному миру под названием хирономического (от греч. хиро - рука), однако существует гипотеза, что египтяне пользовались также иероглифической нотацией. Египтяне играли на продольных флейтах, дуговых и угловых арфах, лютняхс длинной шейкой, - особенно привлекает внимание т.н. нефер, что в переводе означает красота. Именно нефер, по мнению Элен Шарнассе, явился прообразом щипковых инструментов, использовавшихся в Европе раннего средневековья. Наиболее высокого развития в Древнем Египте достигло, вероятно, исполнение на художественно расписанной деревянной арфе, особенно в ансамблях. Оно с большим искусством и точностью запечатлено на многих рельефах и художественных росписях. Струны арф, изготовлявшиеся из крупного пальмового волокна, издавали звук нежный и певучий. О том почёте, каким была окружена арфа и искусство игры на ней, говорит знаменитая “Песнь арфиста” - одно из высоких достижений древнеегипетской поэзии. Прославленные певцы, исполнители, руководители ансамблей поднимались, по своему статусу, близко к фараонам.
Надо заметить, что в древние времена хорошие музыканты во многих странах Востока пользовались не только успехом у публики, - этого у музыкантов не отнимешь и сейчас, - но и занимали высокие посты в государственной иерархии. Первыми музыкантами-профессионалами были, вероятно, храмовые жрецы, хотя, конечно, были и музыканты-рабы, призванные игрой и пением услаждать слух своих господ. В Ассирии профессиональные музыканты и певцы почитались выше всех государственных чиновников. По своему рангу они шли непосредственно за богами и царями, имена их, путём соответствующих записей, сохранились в веках. В правление одного из царей год был назван именем начальника музыкантов - Ина-ики-иаллак. Известно, что иудейский царь Иезекия (ок. 700 г. до н.э.) откупился от Ассирийского царя Сенахериба не только деньгами, но и тем, что отдал ему всех своих придворных певцов и певиц (Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1973, с.6.).
Подробно о музыке:
Музыкальные способности и их классификация
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то нов ...
Группа «Пудис»
«Пудис»(«Puhdys») - один из немногих музыкальных коллективов ГДР, преодолевших известность в национальных рамках, группа, ставшая известной советской молодежи в конце 70-х годов.
Вообще-то, «Пудис» - весьма плодовитая группа: за тридцать лет ею было записано 26 дисков, общий тираж которых превыси ...
Broken hope
Broken hope
Эта брутальная команда из Чикаго появилась в 1988 году на основе другой банды, "Crypt", в которой играли Джереми Вагнер (гитара), Джо Птасек (вокал) и Райан Станек (ударные). Когда к ним присоединились еще один гитарист и басист, вывеску поменяли на "Broken hope" и ...