Гитара, виуэла, лютня - история, традиция, культура

Статьи о музыке » Гитара, виуэла, лютня - история, традиция, культура

Страница 3

Древние государства Шумера, Вавилонии и Ассирии были расположены в бассейне Тигра и Евфрата. За три с лишним тысячелетия до н. э. возникла музыкальная культура Шумера. Этот народ создал высокую инструментальную культуру. Уникальный памятник шумерской эпохи - дошедшая до нашего времени табличка с поэтическим фрагментом на шумерском и ассирийском языках и клиновидной нотописью - древнейший из всех известных нашей науке (III тысячелетие до н. э.). Как предположил известный немецкий музыковед Курт Закс, это запись арфового аккомпанемента вокальной мелодии пентатонного строя. “Арфа повторяет мелодию в унисон, одновременно аккомпанируя созвучиями из двух-трёх тонов - квартами, квинтами, октавами, секундами” (Закс Курт. Музыкальная культура Вавилона и Ассирии. В кн.: Музыкальная культура древнего мира. Л., 1937, с. 103-104.).

Другая музыкальная культура, громко и властно заявившая о себе на Ближнем Востоке, - сирийская. Она была одною из первых, положивших в основу своей системы четырёхзвучную диатоническую структуру, широко освоенную также греками, так называемый тетрахорд. Её мелодии, особенно впечатлявшие лирически-вдохновенным распевом, ещё за две тысячи лет до н. э. распространились по странам Востока, проникли в Грецию (о них писали Платон и Аристид), а в начале средневековья составили одну из интонационных основ византийской музыки (гимны) и литургических песнопений на западе Европы. Сирия - родина пяти- и семиструнной лиры, двойного гобоя, возможно, многострунной арфы. В распространении сирийской музыки по другим странам большую роль играли финикияне, которые вели широкую заморскую торговлю и располагали обширными культурными связями. Их города Тир и Сидон славились музыкальным искусством, эмоционально перенасыщенным, чувственным и блестящим. Потому вызывало оно суровое осуждение со стороны древнегреческих философов, ратовавших за строгую чистоту художественного стиля и нравов.

Следующей, на мой взгляд (R68), важной культурой - является музыкальная культура Индии, впоследствии повлиявшая в какой-то мере, по мнению некоторых исследователей, на такое интересное явление, как фламенко. На протяжении по крайней мере пяти тысячелетий Индия выработала и сохранила глубоко оригинальную культуру, которая принадлежит к великим достижениям мировой цивилизации. Богатый песенный и инструментальный фольклор составил плодородную почву для высокохудожественного профессионального искусства. Классическая музыка Индии возникла в глубокой древности в органической связи с поэзией и танцем, под влиянием религии и мифологии. “Сангита” - древнее понятие, оборачивающее этот синтез искусств. Светская профессиональная музыка Древней Индии достигала наиболее ярких кульминаций в периоды общего расцвета индийской культуры: после победы Индии над войсками Александра Македонского, особенно в империи Маурьев в правление царя Ашоки (III век до н. э.), а также при династии Гупта (IV – V века н.э.). Древняя Индия создала для своей музыки особую оригинальную нотацию. В дополнение к основным нотным знакам сложилась система линий, черт, точек – для обозначения регистра, альтертаций, ритма, интервалов. Система эта действует и поныне. Из инструментов следует отметить наиболее любимую в Индии щипковую вину, пережившую тысячелетия и упоминаемую ещё в Ведах. От других струнных вина отличается тем, что у неё два резонатора. Помимо обычного - у основания, она имеет у грифа второй, изготовленный из выдолбленной тыквы.

Особая внутренняя сосредоточенность является одной из характерных черт индийского стиля музыкальной интерпретации. Она восходит к глубокой древности, когда певцы, а иногда и инструменталисты пели или играли порою с закрытыми глазами, как бы снимая внешние впечатления, могущие возмутить и вызвать рассеяние цельного, в себе замкнутого лирического образа. Это не значит, что манера музыкальной интерпретации у индийцев лишена выразительности. Наоборот, её внутренняя динамика ярка, разнообразна и, видимо, составляет очень древнюю традицию.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Произведения для контрабаса
Сочинения Боттезини отличаются от подобных сочинений его современ-ников стройностью и логичностью. Его сочинения – пример правильного со-отношения между показом и развитием темы. Виртуозный блеск в частности его концертов в сочетании с чисто итальянской напевностью делают их значительнейшими, нацио ...

Incubus
Эта команда из калифорнийского городка Калабасаса была создана в 1991 году одноклассниками Брэндоном Бойдом (вокал, перкуссия), Майком Эйнзайгером (гитара), Алексом Катуничем ака Дирк Ланс (бас) и Хосе Пассиласом (ударные). Начали они с фанк-металла, позаимствовав многое у "Red hot chili peppe ...

Юрий Коваль, писатель
Сочинять я стал студентом. Учился в педагогическом, на историко-филологическом факультете. Но в институте я никому свои работы не показывал. Стеснялся. Я дружил с прекрасными мастерами, поэтами Юрием Визбором и Юлием Кимом, и еще были друзья, и осмелиться в чем-то сравниваться с ними я не мог. Визб ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru