Все выше перечисленные культуры оказали прямое или опосредованное влияние на формирование репертуара и конструкции щипковых инструментов, которым посвящена данная статья.
Решающий момент в истории щипковых инструментов - появление нового резонаторного корпуса, состоящего уже из трёх частей: нижней деки, верхней деки и двух обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в III или IV веке н. э. С возникновением инструмента юаня (в наши дни не употребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из цельной деревянной пластины.
Начиная с этого времени, как отмечает Э. Шарнассе, инструменты, сходные с гитарой, широко распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный образец одного из таких инструментов запечатлён на фризе буддийского монастыря Эртама близ Термеза (Узбекистан), фрагмент которого хранится в Эрмитаже. Однако пока ещё не существует точной датировки этого фриза: он может быть отнесён к периоду между I веком до н. э. и III веком н. э.
Дальнейшие серьёзные сдвиги в развитии щипковых инструментов надо искать позднее – в средних веках (см. навигацию статьи ниже списка основных источников).
Подробно о музыке: