Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге

Статьи о музыке » Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге

Страница 1

В музыкально-педагогическом диалоге эмоции его участников - иерархия художественных реакций от преходящего настроения до элементов мироощущения, мировосприятия - ведут к возникновению эмоциональных обобщений. Обобщения эмоционального порядка направлены на эстетические и этические идеи. "Эмоциональный строй высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности мира, освещённого красотой и добром. В этом его незаменимость и особость по сравнению с потоком жизненных эмоций" [1. C.84].

Встреча с музыкой, несущей безмятежность и спокойствие от совершенного порядка, может привести неподготовленного к ней слушателя, живущего в мире хаоса, в замешательство и даже провоцировать сопротивление с его стороны. Многие социологи отмечают неблагоприятный фон современной социальной ситуации: напряжённость и эмоциональную неустойчивость, приводящие к разрушению психо-социальных механизмов связи личности с обществом. Хаос оказывает вредное влияние, ибо подавляет собственное ощущение структуры, соединение связанных между собой частей в единое целое: отношений между людьми "я-ты", движение причины и следствия, ощущение внутреннего "я" как целого.

Цель музыкально-педагогического диалога - изменить взгляд на себя, на мир, на искусство, развивая уникальную способность человека испытывать наслаждение за счёт присущей ему потребности устранять хаос и неопределённость окружающего мира. Целостность никогда "не дана, а, в сущности, задана - и в каждый её момент . противостоит действительному разноречию" или другим центробежным силам [2. С.83]. Целостность - это не дар, а проект, беспорядок же в противоположность тому, часто (хотя и не всегда) дан. Сотворение целостности в себе - труд всей жизни. "Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым ." (М.М.Бахтин).

В музыкально-педагогическом диалоге возрастает роль гипотетичности художественного мышления - задачей поиска становится художественная идея. Её исследование может осуществляться в двух направлениях:

исследование художественной идеи через определение места и роли её среди других элементов содержания и формы музыкально-художественного целого;

исследование художественной идеи как результата становления эмоционально-интонационного смысла, разворачивающегося в потоке времени и находящегося в определённых взаимоотношениях с духовными ценностями культуры общества.

В.В.Медушевский, рассуждая о художественной идее как о проблеме отношения человека и мира, выделяет несколько аспектов её рассмотрения:

отношения равенства или неравенства сил: человек - царь природы или пылинка мироздания (музыка И.С.Баха ассоциируется с огромным пространством, наполненным множеством голосов, а музыка Ф.Куперена - с камерностью, аристократичностью, салоном);

степень активности взаимоотношений человека с миром - содружество или враждебность (в музыке Моцарта персональное и художественное "я" сливаются в единую гармонию, в музыке Стравинского "я" - марионетка, кукла в театре мира);

степень гармонии или дисгармоничности с миром (у Баха источник смятения в душе человека, но порывы усмиряются гармонией Космоса, у Листа беснуется мир, ставший хаосом);

ощущение стабильности, устойчивости или временности, переходности бытия (гармония миросозерцания у Баха - хаос, тревога в музыке Шнитке) [3. С.197].

Художественная идея - как замысел произведения - это открытие, результат видения и отношения к действительности, продукт впечатлений и воображения композитора. Художественная идея рождается из стремления автора духовно осознать внутренний и внешний мир. Воплощение художественной идеи подчиняется определённой логике выражения смысла художественного мышления и его внутренних аспектов, логике коммуникативности, включённости в систему организации художественной идеи.

Формы конструкции образного смысла идей в музыкальном искусстве развиваются в нескольких направлениях:

идея не выходит за рамки формы музыкального произведения (преобладание декорирующих элементов в доклассических творениях);

идея раскрывает замысел произведения через использование системы лейтмотивов, лейттем;

идея раскрывается в единстве содержания и формы при сочетании сознательного конструктивного мышления с интуитивно-процессуальными основами, использующими опыт традиции [4. С.96].

Композитор воплощает художественную идею в музыкальном образе, который одновременно является средоточением поэтической идеи и её доказательством. Поэтичеcкая идея - это образ воображения, вбирающий всё многообразие жизни, это особая ступень развития мышления, доступная лишь искусству. Д.Д.Шостакович утверждал, что "автор симфонии, квартета или сонаты может не оставлять их программы, но обязан иметь её, как идейную основу произведения".

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Gentle Giant
Группа была сформирована в 1969 году братьями Шулманами - Дереком (р. 11 февраля 1947, Глазго, Шотландия; вокал, гитара, бас), Рэем (р. 3 декабря 1949, Портсмут, Англия; вокал, бас, скрипка) и Филом (р. 27 августа 1937, Глазго, Шотландия; саксофон) на обломках их предыдущей команды "Simon D ...

История группы Rammstein
"Наша музыка не разрушительна, в ней нет смысла, который побуждает к насилию или намёка на разрушительность, просто - это то, что нам нравиться делать, и если есть люди которым нравиться то, что мы делаем, они те кого мы приветствуем." (Till Lindemann) " Говорят, что в пере ...

Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru