Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге

Статьи о музыке » Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге

Страница 1

В музыкально-педагогическом диалоге эмоции его участников - иерархия художественных реакций от преходящего настроения до элементов мироощущения, мировосприятия - ведут к возникновению эмоциональных обобщений. Обобщения эмоционального порядка направлены на эстетические и этические идеи. "Эмоциональный строй высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности мира, освещённого красотой и добром. В этом его незаменимость и особость по сравнению с потоком жизненных эмоций" [1. C.84].

Встреча с музыкой, несущей безмятежность и спокойствие от совершенного порядка, может привести неподготовленного к ней слушателя, живущего в мире хаоса, в замешательство и даже провоцировать сопротивление с его стороны. Многие социологи отмечают неблагоприятный фон современной социальной ситуации: напряжённость и эмоциональную неустойчивость, приводящие к разрушению психо-социальных механизмов связи личности с обществом. Хаос оказывает вредное влияние, ибо подавляет собственное ощущение структуры, соединение связанных между собой частей в единое целое: отношений между людьми "я-ты", движение причины и следствия, ощущение внутреннего "я" как целого.

Цель музыкально-педагогического диалога - изменить взгляд на себя, на мир, на искусство, развивая уникальную способность человека испытывать наслаждение за счёт присущей ему потребности устранять хаос и неопределённость окружающего мира. Целостность никогда "не дана, а, в сущности, задана - и в каждый её момент . противостоит действительному разноречию" или другим центробежным силам [2. С.83]. Целостность - это не дар, а проект, беспорядок же в противоположность тому, часто (хотя и не всегда) дан. Сотворение целостности в себе - труд всей жизни. "Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым ." (М.М.Бахтин).

В музыкально-педагогическом диалоге возрастает роль гипотетичности художественного мышления - задачей поиска становится художественная идея. Её исследование может осуществляться в двух направлениях:

исследование художественной идеи через определение места и роли её среди других элементов содержания и формы музыкально-художественного целого;

исследование художественной идеи как результата становления эмоционально-интонационного смысла, разворачивающегося в потоке времени и находящегося в определённых взаимоотношениях с духовными ценностями культуры общества.

В.В.Медушевский, рассуждая о художественной идее как о проблеме отношения человека и мира, выделяет несколько аспектов её рассмотрения:

отношения равенства или неравенства сил: человек - царь природы или пылинка мироздания (музыка И.С.Баха ассоциируется с огромным пространством, наполненным множеством голосов, а музыка Ф.Куперена - с камерностью, аристократичностью, салоном);

степень активности взаимоотношений человека с миром - содружество или враждебность (в музыке Моцарта персональное и художественное "я" сливаются в единую гармонию, в музыке Стравинского "я" - марионетка, кукла в театре мира);

степень гармонии или дисгармоничности с миром (у Баха источник смятения в душе человека, но порывы усмиряются гармонией Космоса, у Листа беснуется мир, ставший хаосом);

ощущение стабильности, устойчивости или временности, переходности бытия (гармония миросозерцания у Баха - хаос, тревога в музыке Шнитке) [3. С.197].

Художественная идея - как замысел произведения - это открытие, результат видения и отношения к действительности, продукт впечатлений и воображения композитора. Художественная идея рождается из стремления автора духовно осознать внутренний и внешний мир. Воплощение художественной идеи подчиняется определённой логике выражения смысла художественного мышления и его внутренних аспектов, логике коммуникативности, включённости в систему организации художественной идеи.

Формы конструкции образного смысла идей в музыкальном искусстве развиваются в нескольких направлениях:

идея не выходит за рамки формы музыкального произведения (преобладание декорирующих элементов в доклассических творениях);

идея раскрывает замысел произведения через использование системы лейтмотивов, лейттем;

идея раскрывается в единстве содержания и формы при сочетании сознательного конструктивного мышления с интуитивно-процессуальными основами, использующими опыт традиции [4. С.96].

Композитор воплощает художественную идею в музыкальном образе, который одновременно является средоточением поэтической идеи и её доказательством. Поэтичеcкая идея - это образ воображения, вбирающий всё многообразие жизни, это особая ступень развития мышления, доступная лишь искусству. Д.Д.Шостакович утверждал, что "автор симфонии, квартета или сонаты может не оставлять их программы, но обязан иметь её, как идейную основу произведения".

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Bad company
Bad company Сформированный в 1973 году, британский хард-роковый проект "Bad company" включал в себя экс-басиста " King Crimson" Боза Баррелла, гитариста из "Mott the Hoople" Мика Ралфса, а также вокалиста Пола Роджерса и барабанщика Саймона Кирка, бывших членов " ...

Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры
XIX век в России связан с крупнейшими политическими и социальными изменениями, и большую роль в этом играла война 1812 года и отмена крепостного права. В литературе, поэзии, музыке, живописи ярко обострилась тема социального неравенства. Но Россия все еще не имела в области словесности, театра, муз ...

Игорь Шкляревский, критик
С моим Серегой мы шагаем по Петровке, По самой бровке, по самой бровке. Жуем мороженое мы без остановки - В тайге мороженого нам не подают. Не будем обращать внимание на такие мелочи, как "жуем мороженое", "без остановки", "не подают". В песне Серега погибает. Он - лет ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru