Предмет понимания - это проблема духовной высоты, оберегание высшего, защита от примитивизации. Предмет понимания - высота музыкальных шедевров - располагает к возвышению жизни. Утверждение и обогащение духовных основ жизни опытом музыки - в этом корень истинного понимания. Понимание логосов бытия, различения высокого и низкого, достойного и недостойного углубляет внутреннюю жизнь личности, расширяет её "духовный горизонт", развивает в ней способность постигать жизнь, делает душу как бы более открытой к восприятию ценностей. М.М.Бахтин утверждал: "Мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершённый ( .) вокруг данного человека как его ценностное окружение ( .). Эта ценностная ориентация и уплотнение мира вокруг человека создают эстетическую реальность ." [6. С.214].
Ощущение жизненного присутствия в мире, самоактуализация и выход за пределы своего "я" при восприятии музыкальных произведений - то общее содержание, которое делает возможным диалог встречных пониманий. Однако активное личностное постижение музыкальных образов и их интерпретаций в художественном диалоге осуществляется при создании ряда условий:
понимание должно отвечать критерию идентичности композиторского замысла, когда воспринимающий владеет музыкальным содержанием примерно в той же мере, как и сам производящий текст автор;
принадлежность интерпретации той музыкальной традиции, в которой художественно идентифицирован продукт творчества;
возможность изменения позиций, мнений воспринимающего под влиянием обновления музыкального языка, стилистики, новых художественных направлений.
Переход от стадии понимания музыкального произведения к стадии его интерпретации усиливает момент субъективации, переосмысления. Он связан с двойным диалогическим обращением - к своему сознанию и сознанию других людей, связывающих cуждением конкретную, неповторимую форму произведения с его содержанием, идеей, внутренним смыслом. Словесная интерпретация, углубляя музыкальную, строится на эмотивных суждениях, которые выражают эмоции, установки, настроения говорящего, чтобы передать слушателю и вызвать в нём подобное эмоциональное состояние. "Слово прорастает в интонационное слышание, а оно может быть описано словом" [7. С.244].
Словесная интерпретация опирается на важнейшее свойство интонационного слуха - его точность и конкретность. Это - залог яркости и ясности слышания и понимания музыкальных образов. Интерпретация включает в себя диалогический момент, в ней содержится не только и не столько непосредственное суждение - слышание личности, занимающей определённую позицию, но также её существенное содержание составляет "знание" о возможных отношениях к музыкальному произведению, то есть она предполагает способность сопоставить разные точки зрения, возможность изменить их. Единичное эмотивное суждение получает качественный смысл тогда, когда включается в ассоциативную связь разных модальностей: рядоположенности (пространства) и последовательности (времени). Всякое суждение обладает определённостью только тогда, когда в нём одновременно сополагается и репрезентируется целостность.
В критической мысли о музыке привлекает множество трактовок, их спор между собой, в котором единство произведения раскрывается как живое единство культуры, накопленное историей человеческих смыслов и ценностей. Интерес вызывают жизненные и художественные прототипы музыкальной выразительности: проявления речевого опыта, опыта движений, общения, игровой логики, пространственных представлений, отражение в музыке логики эмоций, воздействие на музыку принципов риторики, театра, поэзии, кинематографа и т.д.
Культурологический подход активного личностного постижения музыкальных произведений позволяет выявить три особенности интерпретации:
оригинальность, способность к творческому восприятию и прочтению музыки;
критичность, способность выделить основные обобщённые идеи музыкального произведения, способность вести диалог с композитором, соотнося его позицию со своей;
вариативность, способность использовать интерпретацию в разнообразных контекстах культуры.
"Идеальный музыкант и слушатель свободно читают историю человеческого духа по книге интонаций, воспринимают каждое произведение, каждый стиль, жанр, каждую клеточку произведения в контексте одномоментно ощущаемой культуры человечества, постигая неповторимое своеобразие каждого явления в его культурной истории" [7. С.243].
Таким образом, принцип освоения обобщённых идей в музыкально-педагогическом диалоге реализуется через переживание, понимание и интерпретацию, которые заключают в себе новую ступень рефлексии коллективного исторического опыта художественного сознания. "Культура - беседа людей в целях возвышения человечества. Поэтому её можно представить как бесконечное множество форм общения - начиная с диалога культур и возможных взаимосвязей между искусствами, до транскрипций, парафраз, и наконец, до конкретных исполнительских и творческих интерпретаций музыки" [7. С.234].
Подробно о музыке:
«Музыкально-информационное поле» как понятие и культурологический феномен
В контексте исследований, выдвигающих новые продуктивные научные гипотезы, можно кратко суммировать широко воспринимаемый учеными в целом ряде научных дисциплин вывод о том, что информация является единой общевселенской сущностью. Пространство имеет, по Юзвишину, информационно-сотовую волновую стр ...
Информационное поле музыкального театра
Театральные зрелища, как известно, возникли в древности и описаны Аристотелем, который определил их связи с музыкальным искусством и с хороводными мусическими действами. Необходимо подчеркнуть преемственность театральных действ не только от действий запевал хоровода, но и всех участников хоровода ...
Клод Дебюсси
Клод Дебюсси
(1862—1918)
Французский композитор, пианист, дирижёр, критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884). Ученик А. Мармонтеля (фортепьяно), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк - сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Росс ...