Предмет понимания - это проблема духовной высоты, оберегание высшего, защита от примитивизации. Предмет понимания - высота музыкальных шедевров - располагает к возвышению жизни. Утверждение и обогащение духовных основ жизни опытом музыки - в этом корень истинного понимания. Понимание логосов бытия, различения высокого и низкого, достойного и недостойного углубляет внутреннюю жизнь личности, расширяет её "духовный горизонт", развивает в ней способность постигать жизнь, делает душу как бы более открытой к восприятию ценностей. М.М.Бахтин утверждал: "Мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершённый ( .) вокруг данного человека как его ценностное окружение ( .). Эта ценностная ориентация и уплотнение мира вокруг человека создают эстетическую реальность ." [6. С.214].
Ощущение жизненного присутствия в мире, самоактуализация и выход за пределы своего "я" при восприятии музыкальных произведений - то общее содержание, которое делает возможным диалог встречных пониманий. Однако активное личностное постижение музыкальных образов и их интерпретаций в художественном диалоге осуществляется при создании ряда условий:
понимание должно отвечать критерию идентичности композиторского замысла, когда воспринимающий владеет музыкальным содержанием примерно в той же мере, как и сам производящий текст автор;
принадлежность интерпретации той музыкальной традиции, в которой художественно идентифицирован продукт творчества;
возможность изменения позиций, мнений воспринимающего под влиянием обновления музыкального языка, стилистики, новых художественных направлений.
Переход от стадии понимания музыкального произведения к стадии его интерпретации усиливает момент субъективации, переосмысления. Он связан с двойным диалогическим обращением - к своему сознанию и сознанию других людей, связывающих cуждением конкретную, неповторимую форму произведения с его содержанием, идеей, внутренним смыслом. Словесная интерпретация, углубляя музыкальную, строится на эмотивных суждениях, которые выражают эмоции, установки, настроения говорящего, чтобы передать слушателю и вызвать в нём подобное эмоциональное состояние. "Слово прорастает в интонационное слышание, а оно может быть описано словом" [7. С.244].
Словесная интерпретация опирается на важнейшее свойство интонационного слуха - его точность и конкретность. Это - залог яркости и ясности слышания и понимания музыкальных образов. Интерпретация включает в себя диалогический момент, в ней содержится не только и не столько непосредственное суждение - слышание личности, занимающей определённую позицию, но также её существенное содержание составляет "знание" о возможных отношениях к музыкальному произведению, то есть она предполагает способность сопоставить разные точки зрения, возможность изменить их. Единичное эмотивное суждение получает качественный смысл тогда, когда включается в ассоциативную связь разных модальностей: рядоположенности (пространства) и последовательности (времени). Всякое суждение обладает определённостью только тогда, когда в нём одновременно сополагается и репрезентируется целостность.
В критической мысли о музыке привлекает множество трактовок, их спор между собой, в котором единство произведения раскрывается как живое единство культуры, накопленное историей человеческих смыслов и ценностей. Интерес вызывают жизненные и художественные прототипы музыкальной выразительности: проявления речевого опыта, опыта движений, общения, игровой логики, пространственных представлений, отражение в музыке логики эмоций, воздействие на музыку принципов риторики, театра, поэзии, кинематографа и т.д.
Культурологический подход активного личностного постижения музыкальных произведений позволяет выявить три особенности интерпретации:
оригинальность, способность к творческому восприятию и прочтению музыки;
критичность, способность выделить основные обобщённые идеи музыкального произведения, способность вести диалог с композитором, соотнося его позицию со своей;
вариативность, способность использовать интерпретацию в разнообразных контекстах культуры.
"Идеальный музыкант и слушатель свободно читают историю человеческого духа по книге интонаций, воспринимают каждое произведение, каждый стиль, жанр, каждую клеточку произведения в контексте одномоментно ощущаемой культуры человечества, постигая неповторимое своеобразие каждого явления в его культурной истории" [7. С.243].
Таким образом, принцип освоения обобщённых идей в музыкально-педагогическом диалоге реализуется через переживание, понимание и интерпретацию, которые заключают в себе новую ступень рефлексии коллективного исторического опыта художественного сознания. "Культура - беседа людей в целях возвышения человечества. Поэтому её можно представить как бесконечное множество форм общения - начиная с диалога культур и возможных взаимосвязей между искусствами, до транскрипций, парафраз, и наконец, до конкретных исполнительских и творческих интерпретаций музыки" [7. С.234].
Подробно о музыке:
Рэп
Точнее, сейчас это называют house music, hip-hop и т.д. Сущность от названия не меняется. По психологическим выводам близка к предыдущей категории, но необходимо принять во внимание выраженную танцевальность, точнее, ритмичность, еще точнее, ничего, кроме ритма. В отличие от эстрадной, такие «мело ...
Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны 1812
года
В области бытового музицирования происходит целый ряд серьезных и глубоких изменений: возникают некоторые новые жанры, старые формы эволюционируют под влиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств. Бытовая народная песня откликается на крупны ...
АМСТ в «советский» и современный периоды развития
Юлий Ким (известный автор-исполнитель), писал о возникновении авторской песни так: «В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно, возникла мощная потребность в правде. И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у ...