Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге

Статьи о музыке » Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге

Страница 3

Мастерство композитора - это прежде всего мастерство построения музыкальной формы, оптимальный баланс соответствия и контрастов. Композитору, учитывающему психологические особенности восприятия, удаётся добиться от слушателей единства трёх процессуальных стадий: пред-переживания, со-переживания и пост-переживания. Восприятие эстетической музыкальной формы чувственно возможно только благодаря тому, что слушатели сами образуют основные элементы формы, ибо любая духовная активность опосредована определёнными способами чувственной активности. Воспринимая музыку, слушатель по-своему перестраивает внутренние связи произведения, хотя исполняется оно линейно (если иметь в виду канал коммуникации). Широкое использование повторов в темпоральном искусстве - музыке - служит для образования связей между частями и компенсирует однонаправленность исполнения. Различие внутри музыкальной последовательности ощущается тогда, когда музыкальная тема возобновляется в другой тональности или преобразуется под действием динамических, тембровых, фактурных и тому подобных изменений.

Повтор в музыке имеет два вида: а) последовательное повторение фраз, следующих одна за другой; б) возврат к ранее отзвучавшему через определённое время. Многомерность музыкального образа, секвенционная подача информации приводят к нелинейной структуре, так как только она в состоянии объяснить наличие сложного взаимодействия временных и пространственных координат музыки.

Специфику музыкально-педагогичес-кого диалога следует видеть в его эстетизации (от греч. aisthesis - ощущение, чувство), то есть в насыщении чувствами и обогащении знаний эмоциональными отношениями с одной стороны, с другой - эстетизация может быть рассмотрена как нацеленность на прекрасное (эстетика - наука о прекрасном). Немецкий психолог В.Дильтей писал: "Понятие душевной жизненной связи находится в тесном отношении к ценностям жизни. Ибо ценность жизни состоит в душевной действительности, поскольку последняя находит своё выражение в чувствах" [8. С.89].

Ценностно-смысловое содержание произведения вступает во взаимодействие с ценностно-смысловыми структурами личности, вызывая в них те изменения, которые субъективно переживаются как эффект воздействия музыкального искусства. Происходит "переплавка чувств" (Л.С.Выготский), обогащение и усложнение ценностно-смысловой сферы личности, так как оценка сводит воедино, в одну конкретную социально-психологическую реакцию весь комплекс показателей и факторов взаимодействия произведения искусства и личности.

Ценностное отношение связано с неповторимым своеобразием музыкального произведения, чувственное принятие его становится причиной размышлений, превращается в предмет интерпретации. Интерпретация - вмещение в себя "духовного" содержания музыкальной информации, раскрывающей перед слушателями то, что они смутно и неопределённо чувствуют. Внутренняя сопричастность, созвучность - способность "встретиться", перевести "чужое" в "своё-чужое" - необходимые слагаемые сотворчества, диалога. Возвышенное рассуждение о смысле музыки обращается, как и сама музыка, ко всем духовным силам. Эстетическое суждение, обогащённое чувствами и воображением, постигает объект прекрасного.

Многие музыканты подчёркивают роль транстекста в понимании и интерпретации музыкального произведения. Открытость, неисчерпаемость музыкальных образов в трёх направлениях - композиторском, исполнительском, слушательском - углубляет процесс понимания как не только высказанного, но и подразумеваемого, оставляя простор для индивидуального субъективного восприятия. Понимание обретает свойство трёхмерного пространства, образованного пересечением авторской, исполнительской и слушательской интерпретаций. Многомерность музыкального образа образует транстекст, в котором отрефлектирована дополнительность: то, что "задано" композитором, то, что привносится исполнителем, и, наконец, то, что вырабатывается интерпретирующим слушателем. Позиция со-автора присуща как композитору, который в тексте не может освоить весь духовный смысл музыки, так и исполнителю, который через текст пытается отождествить себя с авторским высказыванием, и слушателю, который обогащает звучание своим эмоциональным опытом.

Эвристическая ценность музыкально-диалогического понимания происходит из полифонии различных интерпретаций, которые представляют отрефлектированный транстекст. Транстекстуальность (ментальная структура музыкального произведения) как художественная целостность восстанавливает единство между индивидуальными сознаниями, осуществляя тем самым миссию подлинного искусства - преодоление уединённости человеческого сознания. "Искусство заставляет человека жить в истине жизни, а не в истине окружающих его вещей. Необходимость и тайна искусства в том, что, порождаясь отчуждением, оно ведёт борьбу против отчуждения человека, его жизни" [5. С.187].

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Самогласны — распетые кондаки типографского устава
Кондакарь типографского устава содержит тексты свыше ста кондаков, которые расположены по всей рукописи. Он отражает весь годовой круг: минейная часть (л. 24 об. — 78 об.), триодная часть (л. 79—94), воскресные кондаки и икосы (л. 94—97), кондаки 2 го — 5 го гласов (л. 100—117), кондаки 6 го —8 го ...

Разработка
Видоизменение и развитие тем, темы часто разбиты на отдельные мотивы, часто проходящие одну за другой несколько модуляций. Эта часть обычно наиболее драматичная, кульминационная для всего произведения (той части, что в сонатной форме). Разработка приносит напряжение, разрешение которого наступает ...

Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси
Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе XI—XII ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru