Основные этапы развития советской музыкальной культуры

Статьи о музыке » Музыка в Советский и постсоветский периоды » Основные этапы развития советской музыкальной культуры

Страница 1

1917-1920

«Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества — эру крушения капитализма и утверждения коммунизма. Социализм восторжествовал в Стране Советов, одержал решающие победы в странах народной демократии, стал практическим делом сотен миллионов людей, знаменем революционного движения рабочего класса всего мира».

Всемирно-исторической победой Октябрьской революции открылась новая эра и в развитии мировой культуры. В суровых условиях первых лет революции и гражданской войны молодая Советская республика начала строительство социалистической культуры и искусства.

Искусство—народу

.

В 1918 году Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства в советском обществе: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Писатели и поэты, художники и музыканты призваны были воспитывать народ своим искусством в духе беззаветной преданности пролетарской революции и ненависти к старому миру насилия и рабства.

Революция сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные зрители и слушатели: -рабочие и крестьяне, красногвардейцы и матросы. «Новый зритель оказался чрезвычайно театральным; он приходил в театр не мимоходом, а с трепетом и ожиданием чего-то важного, невиданного. Он относился к актеру с каким-то трогательным чувством».

Свое искусство несли народу и выдающиеся музыканты-исполнители. В те годы в концертах часто выступали перед самой

Первые декреты о музыке

.

Большое значение для становления новой музыкальной культуры имели первые декреты Советского правительства. Так, 12 июля 1918 года за подписью В. И. Ленина был издан Декрет о национализации консерваторий.

«Совет Народных Комиссаров постановляет: Петроградская и Московская консерватории переходят в ведение Народного Комиссариата по просвещению на равных со всеми высшими учебны-ми заведениями правах с уничтожением их зависимости от Русского музыкального общества. Все имущество и инвентарь этих консерваторий, необходимые и приспособленные для целей государственного музыкального строительства, объявляются народной государственной собственностью».

В приведенном документе обращают на себя внимание слова «государственное музыкальное строительство». Это означало, что впервые в истории развитие музыкальной культуры было признано делом общенародным и заботу о нем взяло на себя социалистическое государство.

19 декабря 1918 года Лениным был подписан второй Декрет— о национализации всех частных музыкальных предприятий, в том числе театров и нотных издательств. Так был положен конец материальной зависимости композиторов от частных издательских фирм.

Отношение художественной интеллигенции к революции

.

Под

влиянием революционных событий происходил процесс идейного размежевания в среде художественной интеллигенции. «Перед огненным лицом Октября растерялись значительные слои интеллигенции, не в силах понять, что же именно нового несет в жизнь рабочий класс, и отшатнулись от революции. Однако все лучшее, что было в нашей интеллигенции — в литературной, в частности,— пошло с революцией».

Передовые музыкально-общественные деятели — исполнители, композиторы, связанные с демократическими традициями русской музыкальной классики, также стали на сторону революции; А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, С. Василенко, А. Кастальский, А. Гедике, М. Гнесин, Н. Мясковский, Б. Асафь' ев, Б. Яворский и другие.

Первыми директорами советских консерваторий были А. Глазунов (Петроград), М. Ипполитов-Иванов (Москва), Р. Глиэр (Киев); Народную хоровую академию возглавил А. Кастальский, выдающийся мастер хорового искусства, вдумчивый исследователь русского народного творчества.

Перед собирателями и исследователями песенного фольклора, бывшими в царской России на положении энтузиастов-одиночек, теперь открылось широкое поле деятельности. Среди них можно назвать М. Пятницкого, А. Кастальского, А. Листопадова, Н.Леон-товича, Д. Аракишвили, У. Гаджибекова, А. Затаевича. С увлечением отдают свои силы любимому делу музыкального просвещения и музыкального образования М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, Б. Асафьев, Н. Брюсова, А. Кастальский, Б. Яворский, М. Гнесин, С. Василенко, Н. Мясковский, Л. Николаев, А. Оссовский, Ф. Блуменфельд, К. Игумнов, А. Гольденвейзер, С. Фейнберг, Г. Нейгауз и другие. Следует назвать также В. Андреева, руководителя оркестра народных инструментов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Анализ практической экспериментальной работы в классах фортепиано, аккомпанемента и в процессе концертмейстерской деятельности
Особенностью профессиональной подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы является ее многогранность. Предметы индивидуального обучения составляют целостный комплекс в формировании истинно культурной, эрудированной личности учителя музыки. Классы фортепиано и аккомпанемента являются ест ...

История Electroclash
Обратимся к истории. Понятие "Electroclash" появилось относительно недавно - в начале октября 2001 года, когда в Нью-Йорке состоялся art-fashion-music фестиваль, который проходил в течение пяти дней и собрал коллективы и исполнителей, последнее время активно занимавшиеся внедрением в обще ...

Дирижер
Вы пришли в оперный театр. Скоро начнется спектакль, и в оркестровой яме — так называется помещение, расположенное внизу перед сценой, — уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что этот хаос звуков никогда не сольется в стройное, согласное и кр ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru