Основные этапы развития советской музыкальной культуры

Статьи о музыке » Музыка в Советский и постсоветский периоды » Основные этапы развития советской музыкальной культуры

Страница 3

Музыка для воинов Красной Армии.

В годы гражданской войны, когда все силы страны были мобилизованы на защиту социалистического отечества, музыкальное искусство стало одним из могучих средств духовного вооружения революционного народа.

В летописи гражданской войны сохранились многочисленные факты, документы, говорящие о большой музыкально-просветительской работе, которая велась на фабриках и заводах, в частях Красной Армии и Флота.

Вот некоторые из этих данных.

«Со второй половины августа 1919 г. до конца гражданской войны симфонический оркестр Балтфлота еженедельно проводил для частей Петроградского гарнизона так называемые музыкальные „понедельники". Это были массовые митинги-концерты, состоявшие из докладов на актуальные политические темы и популярных музыкальных программ, сопровождающихся пояснением лектора .» «Проведено уже свыше 30 „понедельников" . Каждый посвящается музыкальному творчеству того или другого из великих мастеров музыки. Перед аудиторией проходит ряд содержательных оркестровых произведений Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Вагнера, Скрябина и других . — писал военкор в газете „Боевая правда" от 16 июня 1920 года.—Эти „понедельники" не прекращались даже в дни обороны Петрограда от белых банд Юденича».

Песни революции и гражданской войны.

Огромную роль в героической борьбе и повседневном быту народа сыграли революционные песни. Они звучали повсюду: на улицах и площадях, на демонстрациях и революционных празднествах, на собраниях и митингах, в частях Красной Армии и Флота, в боевом походе и на привале.

Песни гражданской войны отличались разнообразием жанров: революционные песни-гимны, боевые походные песни, лирико-повествовательные, веселые молодежные песни, задорные, хлесткие частушки.

Песенное творчество этого времени можно разделить на несколько групп:

Революционные песни-гимны, известные и распространившиеся в России еще до Великой Октябрьской социалистической революции. В числе их «Интернационал» (ставший государственным гимном Советской республики), «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Рабочая марсельеза», «Похоронный марш» («Вы жертвою пали в борьбе роковой»), «Замучен тяжелой неволей», «Красное знамя», «Мы кузнецы».

Песни, возникшие в результате переосмысления старых популярных мелодий, которые пелись с новыми революционными текстами. Таковы «Смело мы в бой пойдем за власть Советов», «Моряк», «Гей, по дороге войско красное идет», «Мы красные солдаты», «Проводы», «Расстрел коммунаров».

Новые песни о событиях гражданской войны, созданные преимущественно в различных дивизиях и частях Красной Армии и партизанами гражданской войны: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Из-за лесу», «Песня 27-й дивизии», «По долинам», «По сибирским тайгам и долинам партизанский отряд проходил», «Не вей-теся,

чайки».

Песни, сочиненные профессионалами-музыкантами, — «Марщ Буденного» Дм. Покрасса, «Песня Коммуны» А. Митюшина, «Красная Армия всех сильней» Сам. Покрасса.

Песня в художественной литературе.

Огромная сила воздействия революционных песен нашла свое отражение в выдающихся произведениях советской художественной литературы («Чапаев» Д. Фурманова, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром» А. Фадеева и другие), правдиво запечатлевших подвиги советского народа в годы гражданской войны.

Приведем строки, посвященные песне, из книги «Чапаев» Д. Фурманова. На фронт в чапаевскую дивизию едет Иваново-Вознесенский полк.

«По теплушкам книжная читка гудит, непокорная скрипит учеба, мечутся споры галочьей стаей, а то вдруг песня рванет по морозной чистоте—легкая, звонкая, красноперая:

Мы кузнецы — и дух наш молод,

Куем мы счастия ключи.

Вздымайся выше, наш тяжкий молот,

В стальную грудь сильней стучи, стучи,

стучи!!!

И на черепашьем скрипучем ходу вагонном, перемежая и побеждая ржавые песни колес, несутся над равнинами песни борьбы, победным гулом кроют пространства. Как они пели — как пели, ткачи! Не прошли даром и для песни подпольные годы! То-то на фронте потом, в дивизии, не знал никто другого полка, как Иваново-Вознесенский, где так бы хранили песни борьбы и так бы их пели,— с такой простотой, с беспредельной любовью, с жарким чувством. Те песни гордостью и восторгом воспламеняли полки. Ах, песня, песня, что можешь ты сделать с сердцем человека!»

Привлекательны овеянные романтикой страницы той же книги, которые рассказывают о любви Чапаева к песне. Это делает образ легендарного героя еще более близким и человечным.

«Запевал сам Чапаев. Голос у Чапаева металлический, дребезжащий и сразу как будто неприятный. Но потом, как прислушаться, привлекали искренняя задушевность и увлечение, с которым пел он любимые песни. [ .] Без песни всегда был мрачен Чапаев, и не мог он, не тоскуя, прожить дня. Что ему страшная обстановочка, что ему измученность походная, или дрожь после боя, или сонная дрема после труда,— непременно выкроит хоть десяток минут, а попоет. Другого такого любителя песен искать не сыскать: ему песни были как хлеб, как вода. И ребята его, по дружной привычке, за компанию неугомонную — не отставали от Чапая» 15.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Подробно о музыке:

Рок 70-х
Рок-н-ролл, а позднее так называемый «авангард» соответствовали по времени бунтам, потрясающим основы общества. Ален Дистер, автор книги «Английский рок»: «Рок, вторгшийся в жизнь общества, действует глубинно. О нем судят по его поверхностным, внешним проявлениям, по одежде, и охотно не замечают, ч ...

Информационное поле контактных форм музицирования. Музыкально-информационное поле фольклора
Пространство с древних времен воспринимается человеком через его освоенность (П.Флоренский, Ю.Зубов, Н.Сляднев, О.Пашина). Первоначальные элементы музыкально-информационного поля выступают как маркирование пространства, подразумеваемого сакральным, для защиты от злых сил. Символическое освоение, пе ...

Основные методические направления в обучении детей пению на современном этапе
Развитие методической мысли в области детской вокальной педагогики в дореволюционный период началось с решения вопроса о выборе регистра, используемого детьми в процессе пения. В первые годы Советской власти музыкальное воспитание в общеобразовательной школе приобретает массовый характер. В связи с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru