30-е годы стали новым этапом ее развития. Огромные социалистические преобразования в жизни страны определили и новые задачи музыкального искусства.
Победа социализма превратила нашу Родину из отсталой аграрной страны в могучую индустриально-колхозную социалистическую державу. В борьбе за построение социалистического общества развернулись творческие созидательные силы народа, выросли его духовные запросы.
Перед деятелями литературы и искусства Коммунистическая партия выдвигает в эти годы задачу правдиво отобразить глубочайшие перемены, происходившие в жизни нашей Родины, воплотить в ярких художественных произведениях образы советских людей — строителей социализма.
Успехи литературы и искусства.
30-е годы ознаменовались творческой зрелостью советской литературы и искусства, расцветом подлинно многонациональной культуры.
В золотой фонд литературы вошли «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, романы, повести, рассказы, поэмы, тематика которых подсказана была советской действительностью. Это были темы созидательного труда, преобразующего жизнь и самого человека — строителя социализма («Танкер „Дербент"» Ю. Крымова, «Соть» Л. Леонова, «Время, вперед!» В. Катаева), воспитания нового человека («Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Тимур и его команда» и другие повести А. Гайдара), социалистического переустройства деревни, коллективизации («Поднятая целина» М. Шолохова, «Бруски» Ф. Панферова, «Страна Муравия» А. Твардовского), героизма советских людей в годы гражданской войны («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Я сын трудового народа» В. Катаева). Видное место заняла в литературе также историческая тематика («Петр Первый» А. Толстого, «Дмитрий Донской» С. Бородина).
Советское киноискусство своими выдающимися фильмами завоевало любовь народа и признание за рубежом. Это — «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Александр Невский». Огромный успех имели музыкальные кинокомедии: «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Вратарь» и другие.
Музыкальное исполнительство. Концертная жизнь.
Неизмеримо разнообразнее по репертуару стала концертная жизнь. Начиная с 1933 года периодически проводились всесоюзные конкурсы пианистов, скрипачей, дирижеров, способствовавшие выдвижению одаренной молодежи. Наряду с мастерами старшего поколения выступали в концертах молодые таланты: пианисты — Э. Гнлельс, Я. Флиер, Р. Тамаркина; скрипачи—Д. Ойстрах, М. Козолупова; виолончелисты—Д. Шафран; дирижеры—Е. Мравинский, К. Иванов, Н. Рахлин.
Блестящие победы советских музыкантов на международных конкурсах завоевали советской исполнительской школе репутацию передовой в мире.
В пропаганде музыкального искусства большую роль сыграли выдающиеся коллективы: Государственный симфонический оркестр СССР, оркестр и хор Всесоюзного радиокомитета, симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Ленинградская государственная академическая хоровая капелла имени М. И. Глинки, Государственный оркестр русских народных инструментов. Плодотворно развивались в эти годы деятельность Ансамбля красноармейской песни и Государственного русского народного хора имени Пятницкого, завоевавших популярность и всенародную любовь.
Возникший еще в 20-х годах, Хор северной песни реорганизуется в 1939 году в крупный исполнительский коллектив—Государственный русский народный хор северной песни под руководством А. Колотиловой.
О высокой культуре камерного исполнительства свидетельствовала деятельность квартетных ансамблей, о которых речь шла выше.
Небывалый до того размах приобрела музыкально-просветительская деятельность радио и филармонии Организована целая сеть музыкальных лакториев; по радио начали проводиться музыкально-образовательные передачи.
Подробно о музыке:
Рок 60-х
Рок-н-ролл разорвал мирное течение 50-х, с гиканьем и свистом пронесся по мирной глади эйзенхауэрской эры. Но уже к началу 60-х дух его был укращен, и по волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса Фрэнки Авалона и Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча Миллера (последний не раз заявлял о своей ненависти к ...
80-е годы
1886 год. “Отелло”. Музыкальная драма. Либретто Бойто. Слияние музыки и драмы. Большие драматические сцены, напряженное развитие, в которое включаются сложившиеся оперные формы. Огромная роль оркестра. Гармонический язык усложняется – альтерации, прерванные обороты. Вводит лейтмотивы. В вокальных ...
Преподавание музыки на принципах развивающего обучения
Тема урока — «Танец». Было дано задание детям простучать остинатный ритм «ти-ти-та» (две восьмые — четверть) под музыку «Польки» С. В. Рахманинова. Необходимо добиться слаженного исполнения ритмического рисунка на музыкальных инструментах, смены динамики, попадания хлопками на сильные доли, ускор ...