Особенности развития детского голоса

Статьи о музыке » Особенности развития детского голоса

Страница 1

Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о вокальных требованиях, предъявляемых к детям в разное время, о различных методических приемах в обучении пению и их обосновании.

Уже в средние века в Европе существовало множество церковных школ, в Италии и Франции были и вокальные школы. В Древней Руси XI-XIII вв. пению обучали в монастырях и церковных школах, которые были тогда проводниками музыкальной культуры, музыкальных знаний. В этих школах детей обучали с 6-7 лет.

В летописях есть любопытные упоминания, что еще великий князь Владимир привез из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов-учителей, или «регентов», славян по происхождению. При его жене, княгине Анне, существовал греческий хор, так как она была дочерью византийского императора. Привезенные из Греции священнослужители организовали первые певческие школы.

Позже, в XI-XII веках, при Ярославе Мудром и Мстиславе, прибыли в Россию из Греции новые певцы, от которых русская церковь переняла «восемь гласов», приведенных Иоанном Дамаскиным в строгую систему. Вместе с напевами перешла к нам из Греции и безлинейная нотопись. Постепенно стало развиваться музыкальное образование. В XI веке были уже духовные сочинения, переписанные русскими певцами. Д. Разумовский (1867) указывает на существование частных школ, где пение было одним из основных предметов, причем дети обучались там и индивидуально. В XI в. княгиней Анной Всеволодовной были созданы школы и для девочек в Киеве при Андреевском монастыре. Позже, в XIII веке, существовало в Суздале женское училище, которое организовала дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросинья.

В 1274 году собор – высший церковный орган – принял решение поручить церковное пение «специально обученным людям» и увеличить число певческих школ. В литературе указывается на высокий музыкальный уровень обучения в этих школах.

В то время при малом еще количестве церковных школ и учащихся в них и благодаря достаточному количеству «специально обученных людей» обучение пению могло осуществляться по определенной системе.

Важно отличить особенности вокального воспитания учащихся, характерные для определенного исторического периода.

Д. Разумовский знакомит нас с дальнейшим развитием частных школ. В XV веке они были открыты в Москве, Новгороде, Пскове, известны даже имена некоторых учителей. Одним из обязательных требований при обучении было отчетливое произношение слов. В связи с этим нельзя не коснуться очень важного факта, временно снизившего качество церковного пения. Так, в конце XV века стали обучать «раздельноречному» пению, и в источниках упоминается о том, что учителя – «невежи» – портят речь своих учеников. Дело в том, что до XVI века употреблялось «древнее истинноречие», при котором нотные знаки точно соответствовали церковнославянскому тексту песнопений. Этому способствовали полугласные «ер» и «ерь» (Ъ и M), которые произносили особым образом. Когда же утратилось строгое произношение этих полугласных, что произошло в основном под влиянием развития самого языка и различных местных выговоров, нотные знаки перестали соответствовать тексту песнопений. Впоследствии книги были исправлены по новым текстам, отчего произношение слов сделалось одинаковым, с ударениями в определенных местах напева. Это позволило выработать ясную дикцию, которая временно была утрачена.

Улучшению пения способствовали и специальные училища при церквах, из которых вышли известные певцы.

Постепенно стали появляться профессиональные хоры. Первым профессиональным хором в России был хор государевых певчих дьяков.

В профессиональные хоры постепенно вводились мальчики. Детские голоса стали особенно необходимы с переходом от древнерусского одноголосного пения (мужские хоры) к исполнению сложных произведений, сначала, в XVI веке, трехголосных песнопений, в позже – четырехголосных.

Сложные многоголосные духовные произведения, исполнявшиеся профессиональными хорами, требовали большой подвижности голосов мальчиков и обширного диапазона, доходившего вверху до «до3».

При обучении пению и при исполнении песнопений детское пение предпочиталось светлое, нежное и порицалось пение грубое.

В начале XVII века заметно развивается национальная культура и просвещение. Из литературы мы узнаем о выдающемся просветителе Симеоне Полоцком, который создал свою систему обучения. Он уделял большое внимание эстетическому воспитанию и «элементам светского обучения». Замечательный музыкант и педагог Н. Дилецкий ввел нотную систему обучения, которая, по свидетельству специалистов, приближается к современной. Он впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. Он требует понимания содержания песни и выразительного исполнения; рекомендует учителям исходить не из силы голоса, а находить меру его («меру гласа»), заинтересовывать детей, обращаясь к их сознанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Рахманинов Сергей Васильевич 1873 - 1943
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в имении своих родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровн ...

Техно (Techno)
Термин техно используется для большого количества видов электронной музыки. Особый, нетанцевальный аспект может быть найден в отдельном направлении техно - эмбиент, на треках лейбла WARP. Другой вид многих стилей - детройтское техно. Подобно хаусу, оригинальное техно характерно четырьмя четвертями ...

Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт! Кому не знакомо это имя? У любого человека оно прежде всего ассоциируется с классической музыкой. 27 января 1756 года в небольшом городе Зальцбурге, расположенном в районе Альп и окруженном живописными реками, садами и лесами родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт. Для род ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru