Специфические особенности, обусловливающие ощущения руки как составной части корпуса, характеризуются:
а) стабильным ощущением зоны лопатки как начала руки. Необходимые ощущения формируются на основе постоянного контакта мышечных групп лопатки со всеми мышечными группами области спины;
б) постоянным ощущением плечевой части руки как ведущей, формирующимся при обязательном отведении ее назад -в сторону лопатки.
Таким образом, рука как составная часть корпуса ощущается только в ее непосредственной связи с мышечными группами спинной области - особенно зоны лопаток. Все двигательные действия руки осуществляются за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевых суставов и плеча. Только после воспитания у ученика стабильных ощущений единства действий рук и корпуса следует приступать к формированию сложнейших двигательных структур, связанных со спецификой их двигательных действий.
Основу функционирования руки сформулировал И. Лесман- один из основоположников современной скрипичной методики: «Рука должна работать вся целиком, так чтобы ни одна из ее частей не ощущалась в своей функции отдельно . В работе . руки должны всегда принимать участие ее основные (силовые - В. М.) части: лопатка и ключица. Участие этих частей руки в общей ее работе не должно однако нарушать ее единства, ощущаться как отдельная функция»
Только на этой основе в игровом аппарате могут быть созданы необходимые предпосылки для возникновения «фазы наивысшей игровой проводимости», как ее определяет Н. Бернштейн.
Ощущение всей руки как единой двигательной системы целесообразно воспитывать у ученика первоначально при опущенном - нейтральном ее положении. В дальнейшем - во время подъема руки в рабочее положение - исключительно важно организовать двигательные действия руки в физиологически правильном направлении и сохранить те фундаментальные ощущения единства всех частей руки, которые были воспитаны при опущенной руке. На этой основе в дальнейшем будут воспитываться все сложнейшие двигательные действия руки
Учитывая, что область лопатки является началом руки, наиболее естественное для руки первичное движение - отведение ее назад.
В то же время все двигательные действия руки происходят при вынужденном выносе ее вперед.
Основная задача и основная трудность при постановке рук заключается в преодолении упомянутых двигательных противоречий
Таким образом, воспитание у ученика стабильных ощущений единства в действиях рук и корпуса - основная задача предпостановочного периода обучения. Формирование двигательных действий рук вне их связи или без должной связи с силовыми действиями всего корпуса - особенно области спины - грубейшая ошибка педагогики, чреватая в дальнейшем самыми негативными последствиями.
Подробно о музыке:
С.Кирюшина, служащая
У меня в тот вечер настроение было ужасное: устала, измучилась сомнениями
по разным личным и не личным поводам. Кого ни спрошу - как, мол, быть, - в
ответ слышу безучастное: "Плюнь, перемелется!" А тут с экрана живой
Визбор, улыбается ободряюще: "Спокойно, дружище, спокойно!& ...
Интервью газете "Политехник" (Ленинград) 24 февраля
1984 г.
- Что
главное
,
по
-
вашему
,
в
музыке
?
В
чем
секрет
ее
популярности
? - -Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими -
Мы
знаем
ваши
стихи
-
и
простые
,
жизненные
,
на
волнующие
всех
нас
темы
,
и
более
сложные
,
с
подтекстом
.
Что
вам
ближе
?
- Я не представляю себ ...
Экспозиция
Первая тема в тонической тональности
Связка-модуляция в другую тональность
Вторая тема в другой тональности, часто констратная первой теме по настраению и характеру
Заключение в тональности второй темы
Обычно экспозиция повторяется дважды ...