Воспитание стабильного ощущения веса руки

Статьи о музыке » Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование) » Воспитание стабильного ощущения веса руки

Страница 1

Одна из трудностей профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с подня­тыми руками. При этом поднятые руки должны постоянно на­ходиться в состоянии максимальной свободы и совершать сложнейшие по своей структуре движения. Имеется в виду иг­ра как в положении стоя, так и сидя. На какой принципиальной основе следует формировать процесс звукоизвлечения, учиты­вая специфику постоянно неестественного положения рук?

Современная методика убедительно доказывает, что весо­вой принцип звукоизвлечения наиболее рационален, прогрес­сивен и эффективен в отличие от силового, базирующегося в основном на принципе нажимных действий руки. Управление процессом звукоизвлечения заключается в умении регулиро­вать соотношение веса руки и силы ее нажима непосредствен­но на струну и пользоваться разнообразными видами атак. Что подразумевает понятие «вес руки», каковы рациональные методы воспитания этого ощущения, и, наконец, какова взаимосвязь понятий «вся рука» и «вес руки»?

Совершенно очевидно, что ощущения веса руки базируются на ощущениях веса всех ее частей как целостной единой систе­мы и формируются на основе постоянных контактов двух крайних точечных зон руки - мышечных групп лопатки и мы­шечных групп кисти и пальцев.

Воспитание этого фундаментального ощущения наиболее эффективно при нахождении рукой конкретных (осязаемых) точек опоры на плоскости - первичное действие и перенесе­ние этих ощущений на руку, находящуюся в поднятом - подве­шенном положении - вторичное действие.

В опущенном, фиксированном к боку положении рука яснее всего ощущается как часть корпуса. При этом точки опоры корпуса на ноги являются общими для всех его частей, в том числе и для рук. Таким образом, ощущения «всей руки», а, сле­довательно, и ощущения ее веса в руке провисшей вдоль корпуса проявляется оптимально. Если ощущение веса руки четко не зафиксировать в памяти ученика до ее подъема, то при подъе­ме руки оно неизменно теряется.

Вес всей руки формируется на основе максимального ощу­щения веса ее силовой зоны. В свою очередь, ощущение веса силовой зоны формируется не только на базе ее собственного веса. Силовая зона руки, особенно ее лопаточная область, кон­тактирует непосредственно со всеми мышечными группами спины. Следовательно, к ощущению ее собственного веса до­бавляются, в известной степени, и ощущения веса мышечных групп, соседствующих с областью лопатки и отдаленных от нее. В данном случае наблюдается своего рода цепная реакция: взаимодействующие мышечные группы спины передают часть своего веса на руку при ее опоре на конкретную плоскость. Ес­тественно, подобная «прибавка» веса при контакте руки с му­зыкальным инструментом диктуется динамической необходи­мостью, связанной с увеличением или уменьшением нажима руки на струну.

Формирование стабильного ощущения веса всей руки при опущенном ее положении и сохранение этого ощущения при ее подъеме предполагают три этапа действий:

1. Исходное положение: рука опущена вниз, пальцы сложе­ны в кулак, плечевая часть руки несколько отведена в сторону спины (лопатки) и плотно фиксирована на боку. Сосредоточе­ние внимания на стабильном ощущении веса всей руки - от ло­патки до кисти и пальцев, при опоре плечевой ее части на кор­пус.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Ветви Х
1. Грандж. Стиль музыки и поведения, расцветавший в начале 90-х в Сиэтле. Внешне проявлялся в патологической небрежности, свойственной обитателям студенческих общежитий. Драные джинсы-клеш, растянутые хэмингуэевские свитеры больших размеров, длинные слипшиеся волосы, козлиная бородка, тяжелые военн ...

Начальные исполнительские навыки
Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по ...

Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей
Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха: Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вока ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru