Чувашский фольклор как педагогический феномен

Статьи о музыке » Воспитательная проблематика фольклора » Чувашский фольклор как педагогический феномен

Страница 2

У чуваш есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателя. Это такие сказки, которые условно можно было бы назвать «пуçхěрлě» - «перевертыши» («Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др.) и «вěçě-хěррисěр» - «бесконечные», наподобие русских сказок про белого бычка или поповской собаки. Например: «У одного была умная кошка. Она умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил юпа (памятный столб) и на нем написал: «У одного была умная кошка. Она умерла. Хозяин ее похоронил, на могиле поставил юпа и на нем написал: «У одного была умная кошка .» и т. — до тех пор, пока слушатели смехом и шумом не лишат рассказчика возможности продолжать сказку. Аналогичных сказок много, и мастерство рассказчика состоит в том, чтобы различными вариациями интонации как можно дольше поддерживать интерес к этой сказке, хотя и лишенной смысла. Однако в многообразии сказок различных жанров и подобные сказки приобретают определенное значение как средство эстетического воздействия.

Роль коротких сказок о животных в эстетическом воспитании малышей повышается тем, что они у чуваш издавна сопровождаются теневыми миниатюрами. Порою своеобразно драматизированные маленькие сказочки перерастали в кукольные спектакли с участием самих детей.

Если в младшем возрасте эстетическое воспитание строилось на последовательном и систематическом восприятии ребенком небольших, но ярких и образных сказок о животных, бытовых сказок и анекдотов, то для более старшего возраста использовались большие и сложные сказки о неведомо дальних краях, о жизни других народов и т. п.

Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками.

Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к старшим: «Ватта курсан, çěлěке ил» - «Увидишь старого, сними шапку», «Ват çынна хирěç ан кала» - «Не перечь старому человеку».

Скромность необходима каждому человеку: «Хăвна ан мухта - сана çынсем мухтаччăр» - «Сам себя не хвали, пусть тебя люди похвалят», «Алăк патěнче вырăн пур чухне тěпеле кайса лармаççě» - «Когда есть место у дверей, не садятся на передние скамьи».

Друг, товарищ должен быть честным, хорошим человеком. Поэтому молодежи даются советы:

«Усал хыççăн ан кай» или «Усалăн йěрне ан пус, теççě» - «Не следуй за негодяем», «Усалтан тар, ырă патне пыр» - «Беги от дурного, иди к доброму».

Пословиц и поговорок, определяющих поведение молодых людей, большое множество. В них изложены требования ко всем сторонам жизни и деятельности молодежи.

У чувашей загадка называется «тупмалли юмах», «сутмалли юмах», что означает буквально «сказка, требующая отгадки», «слово, за которым, если его не разгадать, последует продажа». Продажа – это наказание за неумение разгадать загадку назначением жениха или невесты из среды самых непривлекательных лиц.

Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно призывающий молодежь к совершенствованию личности:

Чего хочешь – того не купишь,

Чего не надо – того не продашь.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

Загадками широко пользовались дети и молодежь во время игр, праздников и отдыха, в перерывах между делом. Взрослые ими в своей среде почти не пользовались, загадки для них были педагогическим средством, необходимым в воспитании детей.

Эстетическое восприятие сказок, загадок и пословиц, их выразительных средств, яркость языка рассказчика обогащает словарный состав воспитуемых, делает их язык выразительным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Подробно о музыке:

Пальцы: основные принципы их функционирования и взаимодействий; хватательный рефлекс
Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ла­донной) стороне предплечья, а их разгибатели - на внешней. Перечисленные мышечные группы сгибают и разгибают каж­дый из пальцев поочередно или вместе. На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторо­нах ладони - возвышениях большого паль ...

Первичная музыкально-ритмическая способность и её формирование у учащегося в процессе обучения игре на фортепиано
Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать с ...

Антонио Вивальди
Антонио Вивальди (1678—1741) Итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Учился у своего отца Джеван Баттисты Вивальди— скрипача собора Сан-Марко в Венеции, возможно также у Дж.Легренци. В 1703—25 педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также директор (с 1713) женской кон ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru