Чувашский фольклор как педагогический феномен

Статьи о музыке » Воспитательная проблематика фольклора » Чувашский фольклор как педагогический феномен

Страница 5

Çаврăнайса утă, ай, çулмашкăн

Çава аври кирлě те, ай, вěрене;

Маттур та юрлама – маттур кирлě,

Кěçěнтен пуçтарнă та ăс кирлě.

Размашисто сено, ай, косить –

Косовище нужно да, ай, кленовое,

Задорно да петь – задор нужен,

Сызмала накопленный да разум нужен.

Главной темой застольных песен было родство людей, дружба навеки, и это позволило человеку чувствовать себя защищенным и одновременно сильным. У детей на слуху были эти песни, хотя они их не пели. Высокие нравственные примеры отношений старших к родным и близким были всегда для детей облагорожены поэтическим содержанием песен:

Ах, пит йывăр, ах пит йывăр

Атăлтан чул кăларма;

Ах, пит йывăр, ах пит йывăр,

Тăвансенчен уйрăлма.

Ах, как тяжело, ах, как тяжело

Из Волги камни доставать.

Ах, как тяжело, ах, как тяжело

С родными расставаться.

Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Они предназначены младенцу, поет их преимущественно мать. Колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю человечества.

В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. В этой же песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар – принесет калач [9;91].

Ачине – паппине,

Лаптăк, лаптăк сăпкине.

Ашшě кайнă пасара,

Кулач илсе килет-ха,

Амăш кайнă çырлана,

Çырла татса кллет-ха.

Паппа ту, паппа ту,

Няня çинче паппа ту.

Деточке поспать,

Покачать колыбельку.

Папка пошел на базар,

Калач купив, вернётся;

Мамка пошла по ягоды,

Ягод нарвав, вернётся.

Засыпай, засыпай,

На постельке засыпай.

Г.Н. Волков, исследуя проблему педагогического воздействия чувашских народных песен на детей, выделил два момента: отбор песен самими детьми – естественный отбор и отбор песен для детей воспитателями, взрослыми – педагогически целесообразный. Для детей особенно привлекательными были песни, «отличительными признаками которых является забавность, ритмичность, увлекательность, … веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла» [8;325].

Русский музыкант и этнограф В.А. Мошков в своих произведениях о народах Поволжья писал, что чуваши, как ему кажется, - один из самых музыкальных народов. Из чуваш ему не доводилось встретить ни одного человека, который не пел бы своих родных песен [5;20].

Поэтому одним из главных художественных достоинств чувашского народа являются народные песни, манера их исполнения, народные музыкальные традиции. А народные музыкальные традиции чуваши старательно передают из поколения в поколение, как культурную память народа. Песни своей деревни, своих родителей – это верное средство познания жизни: они отражают жизнь во всех ее проявлениях, но одновременно воздействуют на жизнь, изменяя ее, - это одна из главных черт народного искусства вообще, идея преображения мира. Эта функция музыки, понимаемая еще с древнейших времен, ее воспитательное значение и брались за основу в народной системе музыкального воспитания.

Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п.

В песне ум и поэзия ставятся рядом: «Не петь - так кровь свернется, не говорить – так язык станет тупым», - пели крестьяне. Песня поднимает бодрость духа. Ее питает и народная мудрость, и птичий щебет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Подробно о музыке:

К генеалогии музыкальной орнаментики
Любое обращение к старинной музыке неизбежно сталкивается с трудностями интерпретации. В ряду таковых не последнее место занимают проблемы орнаментики, породившие огромное количество методической и теоретической литературы. Предлагаемый анализ, намеренно дистанцируясь от музыковедческой конкретик ...

Юрий Пискулов, альпинист
Для него горы были не просто преодолением препятствий. Как художник, Визбор искал и находил в горах идеалы красоты, гармонию человека с природой. "Как хорошо, что есть на свете горы - вершины красоты! " Но он считал, что человек должен быть "еще выше, чем эти вершины". Д ...

Феликс Мендельсон-Бартольди
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 - 1847) Немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкально-общественный деятель. На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru