Çаврăнайса утă, ай, çулмашкăн
Çава аври кирлě те, ай, вěрене;
Маттур та юрлама – маттур кирлě,
Кěçěнтен пуçтарнă та ăс кирлě.
Размашисто сено, ай, косить –
Косовище нужно да, ай, кленовое,
Задорно да петь – задор нужен,
Сызмала накопленный да разум нужен.
Главной темой застольных песен было родство людей, дружба навеки, и это позволило человеку чувствовать себя защищенным и одновременно сильным. У детей на слуху были эти песни, хотя они их не пели. Высокие нравственные примеры отношений старших к родным и близким были всегда для детей облагорожены поэтическим содержанием песен:
Ах, пит йывăр, ах пит йывăр
Атăлтан чул кăларма;
Ах, пит йывăр, ах пит йывăр,
Тăвансенчен уйрăлма.
Ах, как тяжело, ах, как тяжело
Из Волги камни доставать.
Ах, как тяжело, ах, как тяжело
С родными расставаться.
Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Они предназначены младенцу, поет их преимущественно мать. Колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю человечества.
В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. В этой же песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар – принесет калач [9;91].
Ачине – паппине,
Лаптăк, лаптăк сăпкине.
Ашшě кайнă пасара,
Кулач илсе килет-ха,
Амăш кайнă çырлана,
Çырла татса кллет-ха.
Паппа ту, паппа ту,
Няня çинче паппа ту.
Деточке поспать,
Покачать колыбельку.
Папка пошел на базар,
Калач купив, вернётся;
Мамка пошла по ягоды,
Ягод нарвав, вернётся.
Засыпай, засыпай,
На постельке засыпай.
Г.Н. Волков, исследуя проблему педагогического воздействия чувашских народных песен на детей, выделил два момента: отбор песен самими детьми – естественный отбор и отбор песен для детей воспитателями, взрослыми – педагогически целесообразный. Для детей особенно привлекательными были песни, «отличительными признаками которых является забавность, ритмичность, увлекательность, … веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла» [8;325].
Русский музыкант и этнограф В.А. Мошков в своих произведениях о народах Поволжья писал, что чуваши, как ему кажется, - один из самых музыкальных народов. Из чуваш ему не доводилось встретить ни одного человека, который не пел бы своих родных песен [5;20].
Поэтому одним из главных художественных достоинств чувашского народа являются народные песни, манера их исполнения, народные музыкальные традиции. А народные музыкальные традиции чуваши старательно передают из поколения в поколение, как культурную память народа. Песни своей деревни, своих родителей – это верное средство познания жизни: они отражают жизнь во всех ее проявлениях, но одновременно воздействуют на жизнь, изменяя ее, - это одна из главных черт народного искусства вообще, идея преображения мира. Эта функция музыки, понимаемая еще с древнейших времен, ее воспитательное значение и брались за основу в народной системе музыкального воспитания.
Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п.
В песне ум и поэзия ставятся рядом: «Не петь - так кровь свернется, не говорить – так язык станет тупым», - пели крестьяне. Песня поднимает бодрость духа. Ее питает и народная мудрость, и птичий щебет.
Подробно о музыке:
Штрихи на домре
Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи.
Штрих (нем. Strich – линия, черта) – это способ, характе ...
Опера Джакомо Пуччини "Богема" (La Boheme)
Опера в четырёх картинах; либретто Дж. Джакозы и Л. Иллике по роману А. Мюрже "Сцены из жизни богемы" и по его же драме "Жизнь богемы". Первая постановка: Турин, театр "Реджо", 1 февраля 1896 года.
Действующие лица:
Рудольф (тенор), Марсель (баритон), Шонар (баритон ...
Русская музыкальная культура в 60—70-х годах XIX столетия
Русская музыкальная культура в 60—70-х годах XIX столетия
В 60—70-е годы прошлого века русская музыка переживает пору могучего расцвета. Если конец XVIII века был для России временем создания профессиональной композиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гением Глинки, утвердил ...