Пальцы: основные принципы их функционирования и взаимодействий; хватательный рефлекс

Статьи о музыке » Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование) » Пальцы: основные принципы их функционирования и взаимодействий; хватательный рефлекс

Страница 1

Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ла­донной) стороне предплечья, а их разгибатели - на внешней. Перечисленные мышечные группы сгибают и разгибают каж­дый из пальцев поочередно или вместе.

На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторо­нах ладони - возвышениях большого пальца и мизинца - распо­ложены мышцы, отводящие большой палец и мизинец в сторо­ны и приводящие их обратно; эти мышечные группы также принимают непосредственное участие в сгибании и разгиба­нии большого пальца и мизинца.

При игре на музыкальных инструментах мышцы-сгибатели пальцев выполняют основную нагрузку. Учитывая, что они от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели, педагог в ра­боте над пальцевыми движениями должен уделять особое вни­мание противодействиям пальцев - их активному разгибанию.

При сгибании пальцев с особой силой проявляется действие хватательного рефлекса. В большой степени хватательный ре­флекс обнаруживает себя также при игре на музыкальных инструментах, связанной с необходимостью постоянно приближать большой палец к указательному, то есть движениям в сторону его сгибания. (Например, постоянно поддерживать шейку ин­струмента, держать смычок или медиатор и т.п.)

Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Ре­флекс усугубляется в результате постоянной потребности ре­бенка держать пальцы сложенными в кулак, брать в руки пред­меты, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближе­нии большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей.

Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоци­рует развитие и без того более сильных мышечных групп-сги­бателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент, когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его на большие трудности. Если ре­бенка предварительно не подготовить к новым, непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контак­ты с инструментом - его шейкой, тростью - будут неизбежно жесткими.

Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эти ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и большие усилия приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоре­нить это зло.

Предлагаемые далее комплексы упражнений имеют своей целью подготовить руку ребенка к новым нестандартным ощу­щениям, необходимым для мягкого контакта пальцев с инструментом - особенно большого пальца. Изба­виться от хватательного рефлекса или хотя бы уменьшить в значительной степени его действие поможет изменение прин­ципа расположения пальцев при сжатии их в кулак. В этой свя­зи рассмотрим два варианта взаимодействий пальцев при сжа­тии их в кулак - традиционный и нетрадиционный.

Цели, преследуемые при традиционном и нетрадиционном вариантах кулака, совершенно различные:

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Бетховен и жизнеощущение классицизма
Тайна прекрасной формы (На примере медленной части Четвертой фортепианной сонаты) Для наших бесед я избрал жанр целостного анализа конкретных произведений. Почему не лекций? — Так мы быстрее придем к идеалу знания, как живого умного видения. Высокие идеи должны просиять в родном для них материале ...

Buckcherry
Buckcherry В мире рока, погрязшем последнее время в пост-гранже и поп-металле, "Buckcherry" с их забойными риффами, достойными Ангуса Янга, стали свежим глотком воздуха. Музыка этой пятерки из Лос-Анджелеса стала достойным возвращением к лучшим традициям хард-рока 80-х годов. История кол ...

Произношение
В старообрядческом пении чрезвычайно специфична акцентуация. Никогда, никаким способом не выделяются какие-то отдельные слова текста (в отличие от церковной музыки ХVIII-ХХ вв.). Задача певца всегда неизменна только в одном — в четком и ясном донесении текста до молящихся в храме прихожан. Для это ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru