Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ладонной) стороне предплечья, а их разгибатели - на внешней. Перечисленные мышечные группы сгибают и разгибают каждый из пальцев поочередно или вместе.
На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторонах ладони - возвышениях большого пальца и мизинца - расположены мышцы, отводящие большой палец и мизинец в стороны и приводящие их обратно; эти мышечные группы также принимают непосредственное участие в сгибании и разгибании большого пальца и мизинца.
При игре на музыкальных инструментах мышцы-сгибатели пальцев выполняют основную нагрузку. Учитывая, что они от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели, педагог в работе над пальцевыми движениями должен уделять особое внимание противодействиям пальцев - их активному разгибанию.
При сгибании пальцев с особой силой проявляется действие хватательного рефлекса. В большой степени хватательный рефлекс обнаруживает себя также при игре на музыкальных инструментах, связанной с необходимостью постоянно приближать большой палец к указательному, то есть движениям в сторону его сгибания. (Например, постоянно поддерживать шейку инструмента, держать смычок или медиатор и т.п.)
Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в результате постоянной потребности ребенка держать пальцы сложенными в кулак, брать в руки предметы, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближении большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей.
Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоцирует развитие и без того более сильных мышечных групп-сгибателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент, когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его на большие трудности. Если ребенка предварительно не подготовить к новым, непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контакты с инструментом - его шейкой, тростью - будут неизбежно жесткими.
Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эти ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и большие усилия приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоренить это зло.
Предлагаемые далее комплексы упражнений имеют своей целью подготовить руку ребенка к новым нестандартным ощущениям, необходимым для мягкого контакта пальцев с инструментом - особенно большого пальца. Избавиться от хватательного рефлекса или хотя бы уменьшить в значительной степени его действие поможет изменение принципа расположения пальцев при сжатии их в кулак. В этой связи рассмотрим два варианта взаимодействий пальцев при сжатии их в кулак - традиционный и нетрадиционный.
Цели, преследуемые при традиционном и нетрадиционном вариантах кулака, совершенно различные:
Подробно о музыке:
Элем Климов, кинорежиссер
Юрий Визбор был как бы человеком эпохи Возрождения, поскольку был
разносторонне развит и обладал многими талантами. Но главное, что его
отличало, так это его душа, доброта, свет, который он источал. Этот свет
привлекал к нему миллионы людей и продолжает привлекать их сегодня.
(ГЦКЗ " ...
Brownsville station
Brownsville station
Американская команда "Brownsville station" была основана в 1969 году в городишке Энн Арбор, что в штате Мичиган. Основоположником ее стал гитарист и певец Каб Кода (Майкл Кода, р. 1 августа 1948, Детройт, у. 1 июля 2000). Тяга к музыке у него появилась еще в пять лет, ...
Виолончель
Это уже совсем низкий инструмент, однако его диапазон - самый большой в струнной группе. Глубокий и задумчивый звук виолончели прельщал многих композиторов и solo виолончели - не редкость. Бедные виолончелисты (и даже виолончелистки :) вынуждены носить эту тяжесть на своих плечах везде за собой ...