Опыт использования Чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки

Статьи о музыке » Воспитательная проблематика фольклора » Опыт использования Чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки

Страница 1

Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок музыки - это урок жизни, сотворчество, идущий к сердцу каждого ученика. Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать в работе всего класса. Это возможно у учителя, который считает музыку искусством, обладающим мощной силой воздействия на личность и коллектив в целом. Это возможно, когда учитель музыки будет чувствовать, переживать и размышлять вместе с детьми. Это возможно у учителя, испытывающего постоянную потребность в самосовершенствовании, в росте вместе со своими учениками.

Всем этим требованиям отвечает деятельность учителя музыки общеобразовательной школы № 9 г.Чебоксары - Глякиной Розы Вениаминовны.

Сегодня использование чувашского музыкального фольклора на уроках музыки не редкость. Пение, родное слово, игра на музыкальных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это используется комплексно, тем самым обогащая кругозор детей.

Уже с первого класса Роза Вениаминовна приобщает детей к народным музыкальным традициям используя на своих уроках игровые народные попевки. Роза Вениаминовна старается не только познакомить ребят с родной музыкой, но и привить им любовь к чувашской народной песне. Чувашская народная песня воспитывает такие качества личности как вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, аккуратность, любовь к учению и скромность.

На уроках Розы Вениаминовны дети всегда становятся главными действующими лицами. Например, в игре «Хоровод» ребята изображают танцевальные действия: девочки - плавные движения рук, а мальчики - притоптывание, при этом каждый ученик ощущает себя частицей единого целого действия, хоровода веселого, жизнерадостного.

Роза Вениаминовна, для приведения примеров на уроках, часто обращается к поэме К. Иванова “Нарспи”, т.к. поэма является “энциклопедией чувашской жизни”:

«… Только сядет солнце – время

К хороводу выйти ей.

Вмиг умоется, наденет

Шульгеме на грудь скорей;

На плечо накинет звонкий

Свой теветь одним броском;

Лоб по-девичьи повяжет

Алым шелковым платком.

Запоет ли в хороводе –

Будто пташка-соловей;

Захохочет – всякий скажет

Нет девицы здоровей!

Этот голос всех пленяет,

В играх слышен он всегда!»

На основе поэмы “Нарспи” Роза Вениаминовна открывает детям огромный мир народной культуры чувашей: здесь и чувашский народный костюм, и народный танец, и обряды, и внутренний характер человека.

Слушание народной песни – один из основных видов деятельности детей на уроках музыки. Здесь очень удачно применение ударных инструментов. Так, при слушании «Чăваш ташши» («Чувашский танец») Г. Воробьева, учащиеся становятся активными участниками. Весь класс не просто смотрит и слушает музыку, а исполняет ритмический рисунок. Каждая вариация в музыке требует определенных инструментов, исполнение же различного ритмического рисунка – это творческая работа учеников.

Дети на уроках музыки, участвуя в песнях, играх, танцах, обогащаясь духовно, вместе со знаниями, навыками получают главное - нравственные уроки добра и красоты.

Для обучения детей чувашскому фольклору нужен такой музыкальный руководитель, который научил бы основным приемам вокального звукоизвлечения, подобрал интересный репертуар, направил своих учеников по творческому пути.

Сейчас в Чувашии создается большое количество фольклорных коллективов. Они создаются в городах и селах, в местах с сохранившимися местными песенными традициями и там где уже произошло влияние нескольких традиций и трудно выделить какую-то одну. У них разные возможности и разные цели.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Анатолий Адамишин, дипломат
То, что мне хотелось бы выделить в Юрии Визборе, это чувство гражданственности. Знаете, есть такое плохое русское выражение: "Оглянешься вокруг - Боже ты мой! А потом посмотришь - ну и Бог с ним!" Так вот Юре не было "Бог с ним". Я бы привел некоторую аналогию с Высоцк ...

Первые звуки джаза: “Original Dixieland Jazz Band”
Широкоизвестная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пороходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз в ...

Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин /1833—1887/ Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru