О темпе Богослужения

Страница 1

На протяжении всей моей работы в старообрядческих общинах я не раз задавался вопросом, почему в разных храмах разнится продолжительность богослужений, одних и тех же песнопений? Время, скорость движения в музыке, как известно, определяется темпом. На собственном опыте я убедился в том, что у старообрядцев из всех средств музыкальной выразительности именно темп выполняет одну из самых важных, определяющих функций. В каждой общине принят свой темп исполнения тех или иных песнопений, в зависимости от типа богослужений. Более того, темп может меняться и на протяжении одной службы.

Относительно времени ведения службы в целом во всех общинах абсолютно все певцы констатировали убыстрение темпа на протяжении XX столетия и особенно в послевоенное время. Причины этого явления простые, чисто житейские: удаленность храма от места жительства, производственная занятость людей (в советское время). Наконец, влияет на старообрядчество, как и на всех людей в целом, ускоряющийся в XX, особенно в XXI веке темп жизни. Валентин Александрович Лукин, уставщик Рогожской общины вспоминал, что в начале XX века всенощная на Рогожском длилась семь часов. К тому же на ней вычитывались Пролог, Синаксарь и т. д. В настоящее время в этом же храме оно длится в среднем пять часов. При этом Валентин Александрович всегда возмущался "быстрым", с его точки зрения, темпом служения и не один раз критиковал за это духовенство: "Безобразие. Очень быстро заканчивают молиться". Стрельниковские и костромские певцы также констатировали ускорение темпа: "Раньше пели пореже". Некрасовцы вспоминают, что в бытность их в Турции в храмах служение и чтение было более медленным. А в настоящее время у них самая скорая во всем старообрядчестве служба. Всенощная длится всего три часа. "В Турции пореже читали, — поясняет Семен Иванович Милушкин. — Строго там было. Там, если что, подходит и за ухо, если сильно (то есть быстро. — Н. Д.) читаешь. Там прямо малыши читали . Так что там пореже. Или даже кричали с другого клироса — пореже читай".

В Вилкове и Куничах убыстрение темпа служения и пения наблюдалось так же после 1940 года. Хотя в настоящее время богослужения здесь длятся намного дольше, чем в других местах в России. Так, в 1991 году всенощная в праздник вешнего Николы длилась семь часов. Федор Иоакимович Изотов, руководивший правым клиросом, рассказывал: "Мне митрополит (Алимпий. — Н. Д.) говорит: "Немножко сжать". А мы по-своему" (разница в темпе, особенно по сравнению с Москвой, замечалась и раньше. — Н. Д.). "В Москву как начали ездить, отец Моисей еще был, так и все попеределали. Дело вот в чем. Вот, я приду, скажем, в три часа, а Вы придете в шесть. Вам, конечно, хочется пореже. Еще Владыка Иосиф говорил: "Что вы растягиваете? Человек пришел с работы, и он хочет какой часок постоять. Я вы тянете резинку".

Аналогичная ситуация складывалась и в Куничах, о чем мне опять-таки рассказывал отец Иван. "Приехал к нам владыка Иосиф. Ну, кончили всенощное, ну, священник так входную делает. "Пошли, пошли, — говорит. — Бери книгу". А я тогда дьяком был. "Бери книгу". Я взял книгу и — ирмосы "Волною морскою". Я разложил книгу, налойчик взял, поставил. "Ну вот, слушайте, как лучше петь". Вот запевает. А у нас редко пели, так "напевкой". И вот . "Или, — говорит владыка, — вот, значит, вот" (отец Иван поет при этом. — Н. Д.). Я говорю: "Конечно так, Владыко". — "Ну, так вот, отец Иван". То есть давай, — говорит, немножко убыстрять. Ну и начали немножко. Да, да, да. Я с того времени, когда мне владыка Иосиф сказал это все . ну и начали немножко мы круглить, да".

Видимо, епископу Иосифу принятый в этих приходах темп служения и пения казался не совсем обычным. Фактически епископ Иосиф в молдавско-дунайских приходах явился проводником особенностей традиций жизни и служения российских общин, в частности Московской, Нижегородской. Как свидетельствует отец Иван, в Куничах пели в то время намного медленнее, господствовала "напевка". Новое пение, по их понятиям, заключалось в убыстрении темпа — "немного круглить стали", как метко выразился священник.

В Кисловодской общине приехавшие туда новосибирские певцы стремились установить свою традицию исполнения песнопений и жаловались на местных певцов: "Они пели быстро, грубо, громко, "напевкой". Мы плакали навзрыд от такого пения. В Новосибирске еще медленнее поют", — подчеркивали они при этом. В 1980-е годы пение в Гомельской общине, наоборот, резко выделялось своим быстрым темпом среди окружающих приходов юго-западной части России — в Добрянке, Клинцах, Новозыбкове.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Музыкальная жизнь в XVII веке
Музыкальная жизнь этого времени многогранна и противоречива. В ней сплетаются и борются новые и старые явления, средневековые догматические представления — с новыми европейскими. Так, в 1648 г. царь Алексей Михайлович издает указ об изгнании скоморохов и даже уничтожении их музыкальных инструментов ...

Реализм и фантазия
После нескольких не совсем натуральных героических миров, созданных Вагнером и Верди, для композиторов, пришедших вслед за ними, был характерен интерес к более приземленным темам. Это настроение получило свое выражение в оперном "веризме" (итальянская форма реализма: от слова "vero&q ...

Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин /1833—1887/ Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Не ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru