Богослужения седмичного круга и годовой круг праздников

Статьи о музыке » Богослужения седмичного круга и годовой круг праздников

Страница 2

В музыкальном плане седмичное (будничное) и воскресное богослужения резко отличаются друг от друга. Испокон веков в любом монастыре, а также на клиросе любого храма употреблялись разные распевы - будничные и праздничные, - позволявшие петь основные неизменяемые песнопения служб по-разному, в зависимости от торжественности служб.

Позднее, когда традиция антифонного пения двумя хорами стала приходить в упадок, "обязанности" двух хоров как бы разделились: один из них (более искусный) стал петь по воскресным дням и праздникам - это так называемый "правый" хор, а второй -"левый" хор - превратился в будничный. Первоначально же оба хора пели за каждым богослужением попеременно (антифонное пение), были равноправны, а "правым" и "левым" назывались по месту расположения относительно алтаря.

В современной практике в храмах, где обычно имеется только один хор, по будням поют малым составом и по преимуществу простое обиходное пение, а в воскресные дни и праздники собирается полный состав хора, и тогда поются особо торжественные праздничные песнопения.

Православие обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства. Поэтому центральным праздником в жизни Православной Церкви является праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Сияние Воскресения буквально пронизывает православный мир. В православной литургике праздник Пасхи имеет безмерно большее значение, чем в Католичестве, где вершина - праздник Рождества Христова. Но тайна Воскресения не только человеческая, но и космическая. Восток космичнее Запада. Запад же человечнее.

На духовной почве Православия возникает стремление к всеобщему спасению. Спасение здесь понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. В этом весь смысл Пасхи, - когда радость плещет через край, когда Жизнь преизбыточествует, когда все - и святые, и грешные, и постившиеся, и не постившиеся - радостно и щедро зовутся на пасхальный пир Агнца, на праздник воскресшей и вечной Жизни. Здесь все для всех, а не только для своих, как в праздник Рождества, под сенью которого у семейного очага собираются лишь родные.

Рождество Христово - это праздник домов, уюта и тепла колыбели, когда под завывание ночной вьюги, доносящееся сквозь искристые заснеженные окна, у трепетной теплоты рождественского огня собирается семья.

Пасха - это площадь под открытым небом, заполненная народом, где под гул колоколов все целуют и обнимают друг друга, где все - родные, все - семья, и уже нет здесь чужих, потому что Христос воскрес, и перед лицом этой великой победы над смертью - все братья!

Большая часть восточных учителей Церкви от Климента Александрийского до Максима Исповедника были сторонниками апокатастасиса - всеобщего спасения и воскресения. Здесь божественная справедливость уступает божественной любви. И Пасха - это высшее проявление Любви.

В центре православного церковного года стоит "праздников праздник и торжество торжеств" - Пасха Христова, которая приходится (согласно Александрийской традиции) на первый воскресный день после весеннего полнолуния, совпадающего с весенним равнодействием или следующего за ним.

Вся служба и все пение Пасхи резко отличается от богослужений других великих праздников, которые состоят из Всенощного бдения накануне вечером и Божественной Литургии в сам день праздника. Богослужения этих праздников строятся из тех же песнопений и чтений, которые по уставу составляют эти службы, хотя в каждом празднике есть и свои особые чтения и песнопения. В Пасхальной службе все по-другому. Это единственная подобная служба в году. Здесь все поется и ничего не читается. Здесь все особое; напевы, которые не звучат больше никогда в году, ослепительный блеск огней, делающий эту Великую Ночь ярче солнечного дня, обилие красного цвета, ликующий звон колоколов. Пасхальная служба проходит вся словно на одном дыхании - она ритмична, полна огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Никколо Паганини
Никколо Паганини Паганини, Никколо (Paganini, Niccolò) (1782–1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства. Родился 27 октября 1782 в Генуе. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе, а в 1797, пос ...

Древнерусская певческая культура и старообрядчество
В русской музыкальной медиевистике издавна укоренилось представление о том, что древнерусская церковная музыка — чисто археологический предмет исследования, материал которого сохранился только в певческих рукописях. Действительно, знаменное пение в отличие от народной песни передавалось с большой т ...

Бетховен - композитор
Вскоре пришло признание Бетховена - композитора. В 1795 году в Вене были изданы его первые фортепьянные сочинения - 3 фортепьянных трио. Успех был велик. Молодой Бетховен верит в свою силу и свое предназначение. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет создано 15 фортепьянных со ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru