Будучи результатом и продолжением процесса интегративного развития многих жанров и стилей музыки регионов мира, рок-музыка в целом и отдельные представляющие её, весьма многочисленные разновидности в процессе собственного развития также получили терминологические обозначения. Жанровая определённость рок-музыки неоднократно уточнялась в процессе её изучения. Так, Х.П.Хоффман в "Лексиконе бита", изданном в 1977 году, в эпоху достижения зрелости рок-музыки, называет ее "не имеющим точного определения, собирательным музыкальным понятием" с неопределёнными структурой и интерпретацией.
Другие исследуют рок-музыку в контексте поп-музыки, выявляя общие закономерности развития жанра популярной музыки как комплекса стилевых форм. В отечественной литературе А.Сохор рассматривает термин "Поп-музыка" в двух значениях. В первом как обозначение понятия "популярная музыка", охватывающее всю область массовой музыки. Во втором - как части поп-культуры. Термин "Рок-музыка" автор не считает отражающим цельное (на время издания статьи в названном сборнике) состояние поп-музыки как части контркультуры, и поэтому предлагает термин "Бит-музыка". Рассмотрение бит музыки происходит как с позиций музыковедения, так и социологии.
В пользу термина "жанр" по отношению к рок-музыке следует отнести культурологическое определение, данное А.Порфирьевой. Оно дополняет и уточняет не только внешние границы, но и внутреннюю суть явления: " .рок - это не только музыка, это синтетический акт, в основе которого лежит система переживаний, трансформирующих религиозные и романтическое мироощущение. Миф и ритуал, соборность и экстатическое проявление индивидуальности являются определяющими параметрами рок-общения". В современной практике описаний, характеристик и комментариев рок-музыки, она зачастую и определяется как жанр массовой культуры, представленный множеством стилей. Здесь предлагается ориентация на определение рок-музыки как жанра, данное А.Сохором, а также на основе определения, данного В.Холоповой как "устойчиво повторяющийся тип музыки, закрепляющийся в общественном сознании и приобретающий весьма точные лексические свойства".
В таком случае жанровыми признаками рока являются:
1. Тип ансамбля: обязательная ритм-секция (ударные, бас-гитара), часто – ритм-гитара, солирующие инструменты в различных вариантах присутствия (клавишные, соло-гитара, вокал);
2. Наличие определённой категории слушателей, ориентированной на восприятие ценностей рок-музыки;
3. Определённость места исполнения: открытое пространство (стадион или большой зал, концертная площадка), предпочтительно без сидений;
4. Тип содержания: любая тематика, но с принципиальным следованием авторского понимания контркультурной идеи жизненной правды;
5. Авторство исполнителей: в случае исполнения музыки других авторов обязательно внесение значительного собственного элемента (кавер-версия, римейк);
6. Высокий эмоциональный тонус исполнения, создающий экстатичность состояния исполнителей и слушателей;
7. Лексические свойства (звуковая интенсивность: громкость, обертоновая избыточность тембров, расширение частотного диапазона, ритмическая остинатность, полистилистика и полижанровость внутри композиции);
8. Четкое разделение голосов соответственно законам тембровой и мелодической полифонии.
Жанровое определение прогрессивной рок-музыки также подразумевает её стилевые черты, как общности системы образов и выражающего их языка.Их специфика подтверждается также субкультурной стилевой общностью. Так, стиль субкультуры - важнейшая отличительная черта, определяющая глубину вхождения в неё. Его основные элементы:
Подробно о музыке:
Ранние формы русского многоголосия
Строчное и демественное многоголосие
В XVII в. активно развивается многоголосная хоровая культура. Можно выделить два типа хорового многоголосия: один — национальный русский — демественное пение и троестрочное (строчное), другой — западноевропейский — партесные четырехголосные гармонизации древне ...
Gun
Gun
Хард-роковую команду из английского городка Илфорда прославили братья Гурвицы своим хитом "Race with the devil", навсегда оставшимся в анналах британского рока. Отец Пола (р. 6 июля 1947, Хай-Вайкомб, Англия) и Адриана (р. 26 июня 1949, Лондон) являлся тур-менеджером у "Kinks& ...
О происхождении и сущности серьезной музыки
Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим (Мк. 4:24)
Представим: прибегает к великому царю бедный член садоводческого товарищества. Просит: «Великий царь, дай мне ведро навоза — мой огород чахнет без него». Отвечает царь: «Отвезите ему машину навоза».
Того ли ...