Оперы Римского-Корсакова содержат множество хоровых сцен, эпизодов, законченных хоров, разнообразных по тематике и музыкальным приемам. Композитор пользовался разными формами изложения, применял вариационность, сочетал приемы общеевропейской техники (гармонии, полифонии) с особенностями русской народной музыки (ладовость, подголосочность, нессиметричные размеры); употреблял увеличенные и уменьшенные лады (в изображении фантастики и пр.). Разнообразные составы хоров, от унисонных до 2-хорных композиций и развернутых сцен со “сквозным” развитием.
В хоровых сценах оперы “Псковитянка” Римский-Корсаков широко и многопланово использует все компоненты музыкальной речи. Фактура его хоров разнообразна: это и – монодия, и гомофонно-гармоническая, и аккордовая, а также и полифонические приемы изложения (имитационная, контрастная полифония ). Мелодика хоров Римского-Корсакова близка народной песенности. Нередко композитор дает прямые цитаты из народной музыки, но вместе с тем отдельные хоровые реплики интонационно приближены к разговорной речи. К метроритмической организации музыкальной ткани в хоровых сценах Римский-Корсаков подходит очень гибко. Метрические рамки не сдерживают в них свободу следования музыкальной мысли. Гармонический язык в его первой опере находится еще в рамках классической гармонии. Ее колористическая сторона получит более яркое проявление в музыке Римского-Корсакова позднее.
“Говоря” на музыкальном языке романтического времени и творчески используя слова сказанные западными романтиками, - композитор обогащал собственный самобытный стиль, а тем самым и стиль русской музыки в целом. Так называемые общеевропейские приемы, утверждал он, не мешают, а наоборот, способствуют расцвету той или другой национальной школы. Примером тому служит само корсаковское наследие, творчество.
[1] Н.А. Римский-Корсаков “Летопись моей музыкальной жизни”, М., 1955 г., с.217
[2] Л. Андреева “Искусство хорового пения”, М., 1963 г. с.25,26
[3] Литературные произведения, т.8-а, с.186
[4] А. Кандинский “История русской музыки”, т.II, М., 1984 г., с.41
[5] А. Кандинский “История русской музыки”, т II, М., 1958 г., с.206
[6] Б. Асафьев “Избранные труды”, т. 3, М., 1954 г., с.281
[7] С. Шлифтейн “Мусоргский. Художник. Время. Судьба.”, М., 1975 г., с. 176, 233
[8] А. Кандинский “История русской музыки”, т. II., М., 1984 г., с. 41, 46
[9] М. Друскин 100 опер., Л., 1987 г., с. 267, 268
Подробно о музыке:
Badlands
Badlands
Одна из наиболее талантливых команд конца 80-х была основана в 1988 году в США. Ее основателями стали бывший гитарист Оззи Осборна Джейк Е. Ли, а также выступавший одно время с " Black sabbath" вокалист Рэй Гиллен. После пяти лет работы с Оззи по окончании успешного тура "U ...
Генрих Густавович Нейгауз
Генрих Густавович Нейгауз /1888 —1964/
Генрих Густавович Нейгауз родился 12 апреля 1888 года на Украине, в городе Елисаветград. Его родителями были известные в городе музыканты-педагоги, основавшие там музыкальную школу. Дядей Генриха по материнской линии был замечательный русский пианист, дириже ...
Электронная музыка (J.M.Jarre, Vangelis, K.Shultze etc.)
Воспринимается большинством людей положительно, но, в основном, в виде нейтрального фона.
Те же, кто действительно увлекаются такой музыкой, обычно являются людьми с хорошо развитым мышлением и способностью к сосредоточению, по натуре - обычно флегматики. По личному опыту, программисты достаточно ...