Заключение

Страница 2

Оперы Римского-Корсакова содержат множество хоровых сцен, эпизодов, законченных хоров, разнообразных по тематике и музыкальным приемам. Композитор пользовался разными формами изложения, применял вариационность, сочетал приемы общеевропейской техники (гармонии, полифонии) с особенностями русской народной музыки (ладовость, подголосочность, нессиметричные размеры); употреблял увеличенные и уменьшенные лады (в изображении фантастики и пр.). Разнообразные составы хоров, от унисонных до 2-хорных композиций и развернутых сцен со “сквозным” развитием.

В хоровых сценах оперы “Псковитянка” Римский-Корсаков широко и многопланово использует все компоненты музыкальной речи. Фактура его хоров разнообразна: это и – монодия, и гомофонно-гармоническая, и аккордовая, а также и полифонические приемы изложения (имитационная, контрастная полифония ). Мелодика хоров Римского-Корсакова близка народной песенности. Нередко композитор дает прямые цитаты из народной музыки, но вместе с тем отдельные хоровые реплики интонационно приближены к разговорной речи. К метроритмической организации музыкальной ткани в хоровых сценах Римский-Корсаков подходит очень гибко. Метрические рамки не сдерживают в них свободу следования музыкальной мысли. Гармонический язык в его первой опере находится еще в рамках классической гармонии. Ее колористическая сторона получит более яркое проявление в музыке Римского-Корсакова позднее.

“Говоря” на музыкальном языке романтического времени и творчески используя слова сказанные западными романтиками, - композитор обогащал собственный самобытный стиль, а тем самым и стиль русской музыки в целом. Так называемые общеевропейские приемы, утверждал он, не мешают, а наоборот, способствуют расцвету той или другой национальной школы. Примером тому служит само корсаковское наследие, творчество.

[1] Н.А. Римский-Корсаков “Летопись моей музыкальной жизни”, М., 1955 г., с.217

[2] Л. Андреева “Искусство хорового пения”, М., 1963 г. с.25,26

[3] Литературные произведения, т.8-а, с.186

[4] А. Кандинский “История русской музыки”, т.II, М., 1984 г., с.41

[5] А. Кандинский “История русской музыки”, т II, М., 1958 г., с.206

[6] Б. Асафьев “Избранные труды”, т. 3, М., 1954 г., с.281

[7] С. Шлифтейн “Мусоргский. Художник. Время. Судьба.”, М., 1975 г., с. 176, 233

[8] А. Кандинский “История русской музыки”, т. II., М., 1984 г., с. 41, 46

[9] М. Друскин 100 опер., Л., 1987 г., с. 267, 268

Страницы: 1 2 


Подробно о музыке:

С. С. Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии. Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать Мария Григорьевна играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Серёжа уже сочинил фортепианную пьеску под назв ...

Российские гимны Нового времени (XVII - начало XX вв.)
Русские гимны XVII-XIX вв., будучи производными от духовных песнопений, во многом сохранили в себе их свойства. Но, в отличие от последних, это были уже гимны двойного назначения: духовные и светские одновременно. По церковным праздникам они исполнялись в качестве духовных величаний. А различные г ...

Припоминание как основа развития музыкальной памяти, внутреннего слуха и активности музыкального мышления
Многолетний опыт преподавания сольфеджио на музыкальном факультете педагогического училища даёт некоторое основание для анализа проблем, с которыми приходится сталкиваться преподавателю на первых же занятиях с первокурсниками; на преодоление этих трудностей часто уходит много времени. Уровень уча ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru