Заключение

Страница 2

Оперы Римского-Корсакова содержат множество хоровых сцен, эпизодов, законченных хоров, разнообразных по тематике и музыкальным приемам. Композитор пользовался разными формами изложения, применял вариационность, сочетал приемы общеевропейской техники (гармонии, полифонии) с особенностями русской народной музыки (ладовость, подголосочность, нессиметричные размеры); употреблял увеличенные и уменьшенные лады (в изображении фантастики и пр.). Разнообразные составы хоров, от унисонных до 2-хорных композиций и развернутых сцен со “сквозным” развитием.

В хоровых сценах оперы “Псковитянка” Римский-Корсаков широко и многопланово использует все компоненты музыкальной речи. Фактура его хоров разнообразна: это и – монодия, и гомофонно-гармоническая, и аккордовая, а также и полифонические приемы изложения (имитационная, контрастная полифония ). Мелодика хоров Римского-Корсакова близка народной песенности. Нередко композитор дает прямые цитаты из народной музыки, но вместе с тем отдельные хоровые реплики интонационно приближены к разговорной речи. К метроритмической организации музыкальной ткани в хоровых сценах Римский-Корсаков подходит очень гибко. Метрические рамки не сдерживают в них свободу следования музыкальной мысли. Гармонический язык в его первой опере находится еще в рамках классической гармонии. Ее колористическая сторона получит более яркое проявление в музыке Римского-Корсакова позднее.

“Говоря” на музыкальном языке романтического времени и творчески используя слова сказанные западными романтиками, - композитор обогащал собственный самобытный стиль, а тем самым и стиль русской музыки в целом. Так называемые общеевропейские приемы, утверждал он, не мешают, а наоборот, способствуют расцвету той или другой национальной школы. Примером тому служит само корсаковское наследие, творчество.

[1] Н.А. Римский-Корсаков “Летопись моей музыкальной жизни”, М., 1955 г., с.217

[2] Л. Андреева “Искусство хорового пения”, М., 1963 г. с.25,26

[3] Литературные произведения, т.8-а, с.186

[4] А. Кандинский “История русской музыки”, т.II, М., 1984 г., с.41

[5] А. Кандинский “История русской музыки”, т II, М., 1958 г., с.206

[6] Б. Асафьев “Избранные труды”, т. 3, М., 1954 г., с.281

[7] С. Шлифтейн “Мусоргский. Художник. Время. Судьба.”, М., 1975 г., с. 176, 233

[8] А. Кандинский “История русской музыки”, т. II., М., 1984 г., с. 41, 46

[9] М. Друскин 100 опер., Л., 1987 г., с. 267, 268

Страницы: 1 2 


Подробно о музыке:

Экспериментальные исследования механизмов достижения младшими школьниками катарсиса в музыке.
Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели были подобраны следующие методики: 1. «Открой себя через музыку». Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ...

Алфавит поколения Х
Мы тут много писали о рэйве, молодёжных стилях, о сиюминутном и скоротечном, как всякая мода. Забыв упомянуть о главном: ночные пляски и флюооресцентные одежды, виртуальная любовь и компьютерные забавы всецело принадлежат поколению Х. Термин «поколение Х» родился в уме Дугласа Коупленда, написав ...

Леонид Борисович Коган
Леонид Борисович Коган /1924-1982/ Леонид Коган родился в Днепропетровске 14 ноября 1924 года. «Заниматься на скрипке я стал совершенно случайно, — рассказывал музыкант. — Мои родители не были музыкантами. Отец был фотографом, он играл на скрипке. В детстве она привлекала меня необычностью формы ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru