На всём протяжении творческого пути Римский-Корсаков стремился к художественному самообновлению, неоднократно, по его словам, ”переделывал” себя, обогащал и совершенствовал свой стиль и мастерство. Такая стилистическая гибкость имела под собой мощную и устойчивую основу - крупную артистическую индивидуальность, самобытность которой не стирали ни какие ”наслоения”. Широта кругозора, живейший интерес к окружающей музыкальной жизни сочетались у композитора с потребностью активно использовать то новое и ценное, что представлялось ему близким, полезным для собственного творческого роста. Стиль Римского-Корсакова сложился и развивался как внутреннее монолитное и вместе с тем разностороннее единство. Основные его аспекты - это связи с фольклором, традициями Глинки и с творчеством современников; это значение для Римского-Корсакова музыкального языка великих западноевропейских романтиков, восточной народной музыки.
При всём процессуальном характере творчества Римского-Корсакова в нём можно выделить некоторые наиболее общие устойчивые стилевые черты. Их совокупность несёт на себе отпечаток яркой композиторской индивидуальности, принадлежащей к веку романтизма.
Весь романтический историзм ”Псковитянки” сходен с принципами М.П.Мусоргского эпохи ”Бориса”, особенно в трактовке взаимоотношений и размещения героев и хора и в ходе действия и, главное, композиции масштаба обьёмных исторических картин. Поскольку, например, ”Майская ночь” является среди опер молодого Римского-Корсакова типичным для него лирико-романтическим построением с инкрустацией в него народных обрядовых действ (также и “Снегурочка”), - постольку “Псковитянка”, с ее страницами могучего историко-реалистического стиля, слишком тесно спаяна с оперной идеологией Мусоргского и даже с его приемами. В “Снегурочке” (1881), в “Младе” (1889) и, далее, “Ночи перед Рождеством” (1894) преобладает “действо” над действием, но стоило Римскому-Корсакову вернуться к эпосу и истории “Садко”, затем бытовитость “Царской невесты”, а главное, монументальный “Китеж”, его драматургия вновь сближалась с историческими полотнами Мусоргского и его драматургическими принципами.
Многое в музыкальном стиле Римского-Корсакова связано с огромным значением в нем эпического начала, той художественной сферы, которая как фактор национальной культуры развивалась в романтическую эпоху. Объективный склад мироощущения и опора на эпические жанры народного творчества ( “В сущности, мой род - это сказка, былина и непременно русские”), объясняют данное явление у Римского-Корсакова. Занимая позицию художника – “созерцателя” – композитор чаще всего мыслит музыкальными картинами, воплощает свои замыслы в форме рассказа о действительном или поэтически вымышленном. Поэтому музыкальное мышление Римского-Корсакова имеет в основном эпическую природу, хотя в Корсаковском творчестве есть замечательные примеры драматизма, острой психологической конфликтности. Эпический метод воздействует на “жизнь образов” они сохранят свою эстетическую и музыкальную сущность, получая разностороннее освещение в процессе изменений основного тематического материала. Эпическая природа музыки выражена в развертывании целостного содержания как последования контрастных музыкальных эпизодов, она сказывается в расчлененности самого процесса развития музыкальной мысли, в заметной замедленности “повествования” как бы отвлекающего от главной смысловой линии к побочным сопутствующим.
Прочный фундамент стиля Римского-Корсакова – народная русская музыка. Русская песня определяет черты корсаковского мелодического тематизма. Большое место в нем занимает группа народно жанровых тем. Она представлена множеством подлинных песенных образцов, заимствованных в точном или близком к оригиналу виде ( период от “Майской ночи” до “Салтана”). Нередки и случаи переосмысления образно-поэтического содержания и жанрового облика песни. Сюда же следует отнести “авторские - народные” мелодии – “творчество в народном духе”. Композитор не только ориентировался на типичные песенные мелодии, на жанрово-стилистические “модели”, но и сознательно вводил в собственные темы фольклорные мелодические обороты. Воздействие народнопесенного мелодического языка обнаруживается в интонационном содержании и общелирического тематизма Римского-Корсакова, даже в мелодиях инструментального характера – подвижных, сложных по своему ритмическому рисунку.
Подробно о музыке:
Д. Боттезини – «Паганини контрабасов». Исполнительское искусство
Дж. Боттезини занимает исключительное место в истории контрабасового искусства как виртуоз, композитор и дирижер. Исполнительство на контрабасе ко второй половине 19 в. достигло такого уровня, что контрабас оказался в одном ряду со скрипкой и виолончелью. Появление Дж. Боттезини обусловлено тем, ч ...
Мусоргский - Картинки с выставки, Гном
"Не музыки надо нам, не слов,
не палитры и не резца . мысли
живые подайте, живую беседу с людьми
ведите какой бы сюжет вы ни избрали
для беседы ."
Из письма М.П.Мусоргского
В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.(1.4)
Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Году ...
Эмбиент (Ambient)
По-английски это слово значит нечто вроде "омывающий, обтекающий со всех сторон". Эмбиентная музыка сродни усыпляющему газу. Тихий шелест, писки, вздохи, гудки далеких тепловозов и взмахи крыльев летучих мышей. Никаких барабанов и пения. Добавь сюда немного Pink Floydовского "Dark S ...