С.Свириденко — музыкальная писательница И переводчица немецкоязычных либретто

Статьи о музыке » С.Свириденко — музыкальная писательница И переводчица немецкоязычных либретто

Страница 2

Чтобы дать представление о стиле и об аллитерационной технике, применяемой Свириденко, привожу два фрагмента.

Лишь Удин причиной всему, что случилось:

Разрознил он бранными рунами род.

Шорохом шумным трава зашуршала.

b) По мотивам “Эдды” С.Свириденко создала оригинальную поэму на русском языке “Песнь о Сигурде” (как бы восполняя несохранившиеся фрагменты “Эдды”, имеющие отношение к образу Сигурда — Зигфрида). За эту работу, изданную в 1912 году, автору присуждена Пушкинская премия Императорской Академии Наук (1915 г.).

Вот для образца стиля одна из строф поэмы:

[Сигурд Брингильде:]

Боги даруют мне счастье с тобою,

Вечную славу и раннюю смерть;

Лучшаго жребия я не желаю,

Лучшаго жребия нет!

c) О северо-германской и скандинавской древности С.Свириденко создала ряд прозаических произведений, рассчитанных на широкого читателя (в числе таких работ: “На Севере. Повесть из далекого прошлого северных германских племен”, издавалась в С.-Петербурге в 1907-1910 гг., повесть “Колдун”, сохранилась в рукописи, опубликована нами в Харькове в 1997 г.)

Образец языка прозы С.Свириденко:

“[ .]германския имена — звучныя, как рокот арфы или всплеск волны, иногда резкия, как удар меча [ .]”

d) Переводы Баллад Феликса Дана. Рукопись этого труда С.Свириденко сохранилась в архиве издательства “Academia”, содержит редакторскую правку Н.Гумилева. Почти все переводы баллад еще не опубликованы. Привожу текст одного из лучших произведений этой серии — “Песнь Валькирии”, где при переводе удалось сохранить воссозданный Ф.Даном в немецком стихосложении древне-германский “Stabreim”, аллитерационный стих, в данном случае своеобразно соединяемый им с рифмованным стихом. Как полагали в древности, валькирию может видеть лишь тот, кто видит в последний раз, слышать песнь валькирии может только мертвый, стало быть песнь валькирии — это потустороннее знание, откровение, вещие звуки, что слышит убитый воин, душу которого валькирия уносит в Валгаллу, одновременно оплакивание и ликование.

Песнь Валькирии

В дни юной весны твоей видела я,

Мой витязь, расцвет твоего бытия,

Любуясь тобою, заботясь, любя,

От бед и скорбей я хранила тебя.

Я белою лебедью в море плыла —

От бури губящей корабль твой блюла;

Неслышно, незримо паря над тобой,

Тебя провожала я радостно в бой.

Блюдя беззаботную юность твою,

Не раз храбреца я спасала в бою:

Не раз отклоняла я вражье копьё

И недругу в грудь направляла твоё.

Когда же настал предназначенный срок,

И смерть тебе рек неминуемый рок —

Тому, чей удел я при жизни блюла —

Скорейшую, лучшую смерть я дала.

Ты полчища вражьи победно разбил;

В очах твоих был торжествующий пыл,

Вскричал ты, ликуя: “Победа, друзья! ” —

В тот миг мой удар нанесла тебе я.

Твой взор отуманила смертная мгла.

Но бережно павшего я подняла.

И в высь тебя мчу я, чрез зыбь облаков,

В Валгаллу, мой витязь! в обитель богов.

e) Известно о существовании исследования С.Свириденко об эзотерическом содержании “Эдды”. В одном из примечаний она пишет: работа над эзотерическими текстами Эдды “составляет в течение ряда годов мою специальную задачу; но не издано и мною еще ничего — ни по-немецки, ни по-русски. (вышедший мой перевод Эдды — I том — сознательно не касается вовсе оккультной области. Разбор Эдды эзотерический — я предпринимаю в специальном труде).” Рукопись этой книги С.Свириденко пока не разыскана и, вероятно, утрачена.

2. По вагнеровской проблематике

а) изданы научно-популярные книги и статьи С.Свириденко, тексты которых выполнены на уровне художественной прозы. Привожу уникальный фрагмент главы о валькириях. Там, где Вагнер в своей музыкальной драме сочиняет “Полет валькирий”, применив изощренную оркестровую технику, там Свириденко в своей книге дает этот неожиданный фрагмент — один из лучших образцов применения техники ритмической прозы в русской литературе.

“В облачной выси, в воздушном просторе, слышится буйный полет: вольно и дико, бешено мчатся летучие кони Вестниц побед. В голосе бури, в грохоте грома, грозно несется ликующий клич, — мощные крики, бранные песни, — чудныя, страшныя песни битв. Молнии светят. В тучах сверкают очи могучих дев; блещут доспехи — золото шлемов, золото броней, светлая сталь мечей. Звонко бряцают блестящия брони, гулко гудят щиты; в мощном полете, ветер взвивает с шумом и свистом тяжелыя волны длинных кудрей . Подняты копья; мечи наготове; дикие кони храпят . Гордыя всадницы шумно ликуют, с радостным смехом несутся в бой. Лёт всё быстрее; громче их крики; очи горят огнем. Шибче и шибче — неудержимо — бурею, вихрем — мчится над миром горняя рать! ”

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Древнерусская культура
Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них ...

О специфике звукоизвлечения. Дыхание
Далеко не все и не в каждом старообрядческом храме скажут, какой должна быть система дыхания. То, что нельзя делать паузы в пении, это знали в Стрельникове и Костроме. Антонина Николаевна Задворнова четко и однозначно объяснила мне, что дыхание должно быть цепным: "Правильное дыхание — останов ...

Возникновение рэп-музыки
Но самым большим прорывом хип-хопа в Царство Небесное было, конечно, возникновение музыки рэп. Началось все в 1975 году, когда все тот же Кул Херк на вечеринке в клубе "Hevalo" подключил микрофон и начал во время брейка говорить с танцующей толпой. Это было вполне в духе ямайкской традици ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru