Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и междисциплинарного изучения

Статьи о музыке » Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и междисциплинарного изучения

Страница 10

В книге А.Е.Крылова "Галич – "соавтор"" впервые в литературоведении рассмотрены особенности работы поэта совместно с иными авторами. Особенно значимы наблюдения над тем, как в "переделывании" Галичем произведений других бардов, отвечавшем его творческой потребности в "редактуре чужого текста", проявились грани его собственной художнической, языковой индивидуальности. Связаны с этим и изучение эпиграфов к произведениям поэта, выявление проницаемых границ между эпиграфом и заголовочным комплексом, а также типов смысловых и художественных связей эпиграфа и основного текста, когда, к примеру, "песня начинала свое существование с одним эпиграфом, а в дальнейшем получала совсем иной…" [87] . В книге же "Не квасом земля полита…" рассмотрение темы спиртного, пьянства – сквозной в произведениях Галича – позволяет с нетривиальной точки зрения взглянуть на характер постижения поэтом национального бытия и сознания.

Итак, немалый исследовательский опыт в изучении творчества каждого из трех крупнейших бардов становится серьезной предпосылкой для широкого осмысления авторской песни не только в собственно "бардовском", но и в общепоэтическом и общелитературном контекстах. Отмечая назревшую необходимость "глубокого постижения авторской песни как ключевой области русской поэзии ХХ века" [88] , А.В.Кулагин при разговоре об исследованиях творчества Б.Окуджавы и А.Галича следующим образом обозначил возможную литературоведческую перспективу: "Исследование творчества двух этих бардов… набирает силу, и на этом фоне заметно, что чуть подуставшее высоцковедение в каких-то моментах делает холостые обороты… Залог "выравнивания"… – в исследовательском погружении каждой из этих фигур в контекст эпохи, в контекст литературы и авторской песни" [89] .

Изучение авторской песни в аспекте литературных связей, хотя и осуществляется пока в основном лишь в связи с творчеством Б.Окуджавы, В.Высоцкого и А.Галича, все же характеризуется достаточным разнообразием исследовательских подходов. В осмыслении этой проблематики наметился ряд ключевых направлений: соотнесение бардовской поэзии с синхронным ей литературным контекстом, с традициями классики и Серебряного века, с типологически родственными явлениями песенной поэзии (в первую очередь рок-поэзией), а также выявление творческих связей, взаимовлияний внутри самого бардовского контекста.

Контуры проблемы соотношения авторской песни с русской поэтической традицией были обозначены в специальном разделе монографии И.А.Соколовой [90] . Здесь, в частности, обращается внимание на то, что "приобщенность к книжной культуре" была одной из коренных черт художественного сознания поэтов-бардов и проявлялась не только на уровне образных, мотивных перекличек, но и в многочисленных примерах сочинения такими авторами, как Е.Клячкин, А.Дулов, А.Суханов, А.Мирзаян и др., песен на стихи известных поэтов-классиков и современников. Намечена перспектива дальнейшего изучения роли реминисценций из классической поэзии в творчестве поэтов-бардов, особенно в произведениях А.Галича, В.Высоцкого и др.

На сопоставлении творчества трех ведущих поэтов-певцов построено диссертационное сочинение Д.Н.Курилова [91] . При несомненной необходимости исследования данного рода связей, оно, вследствие узости избранного контекста, не способно стать надежным основанием для типологии авторской песни, хотя суждения автора работы о двух направлениях в бардовской поэзии – "балладном", тяготеющем к эпосу и драме, и "эмоционально-созерцательном", опирающемся на лирическое начало, – являются в целом верными и нуждаются в последующем историко-литературном обосновании и развитии. Небезынтересная попытка сопоставительного анализа песенного творчества Б.Окуджавы, А.Городницкого, А.Галича и В.Высоцкого с точки зрения исторических мотивов, отразившихся в их произведениях, предпринята в статье С.С.Бойко [92] , уже изначально примечательной фактом расширения круга рассматриваемых авторов.

Значительный вклад в осмысление жизни авторской песни в "большом историческом времени" внесла и книга как публиковавшихся ранее, так и новых статей В.А.Зайцева [93] . Помимо разделов, посвященных одному из авторов (о военной теме в поэзии Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Галича, о жанровых тенденциях в поэзии А.Галича и т.д.), в книге достаточно силен пласт контекстуальных исследований. Среди последних особенно выделяется новаторская по постановке проблемы работа о влиянии французского шансона, и в частности антивоенных песен Ива Монтана, на творчество отечественных бардов. Вырисовывается и синхронный для поэтов-бардов литературный контекст: отдельные разделы посвящены многоплановым связям поэзии Б.Окуджавы и В.Высоцкого с творчеством поэтов-современников (Н.Заболоцкий, Д.Самойлов, Б.Ахмадудина, А.Вознесенский, И.Бродский). Широкая литературная перспектива обозревается и в соотнесении "Памятника" В.Высоцкого с соответствующей жанровой традицией в русской лирике ХVIII-ХХ вв. Актуальный и пока малоисследованный вопрос о преемственных связях авторской песни с традициями Серебряного века рассмотрен В.А.Зайцевым на материале цикла А.Галича "Читая Блока", где явлен оригинальный опыт поэта-певца в переосмыслении блоковских образов и мифологем.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Подробно о музыке:

Blue oyster cult
Blue oyster cult Группа была создана благодаря усилиям двух авторов рок-композиций Сэнди Перлмана и Ричарда Мелцера. В Нью-Йорке для исполнения своих песен они подобрали себе коллектив, менявший название как перчатки: "Cows", "Soft White Underbelly", "Oaxaca". К 1969 г ...

Биография
до 1781 г. МОЦАРТ Вольфганг Амадей — австрийский композитор. Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Большое влияние на музыкальное развитие М. оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет М. играл на клавесине, с 5—6 лет начал сочи ...

Особенности постановки правой руки
Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только мы ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru