Рашид Бейбутов

Статьи о музыке » Рашид Бейбутов

Страница 2

После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом уже означало определенное признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. Добрался даже до Владивостока. Репертуар Бейбутова пополняется грузинскими, армянскими народными песнями, песнями композиторов Закавказья - Р. Лагидзе, А. Арутюняна, А. Тиграняна. Руководитель оркестра А. Айвазян пишет специально для Бейбутова три песни - о Баку, Ереване (стихи О. Гукасяна) и Тбилиси (стихи Г. Строганова), которые исполняются, как цикл, посвященный дружбе закавказских народов. По-прежнему много внимания уделяет Рашид народной музыке. Он с успехом поет азербайджанские народные песни "Гюльоглан" и "Галалы", грузинскую "Лелеби", армянскую "Марал Ахчик", песни Саят-Новы.

В конце 30-х годов Бейбутов пробует свои силы в Армянском государственном театре оперы и балета имени Спендиарова, где ему доверяют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. Вместе с театром он впервые выступает в Москве на Декаде армянского искусства в 1939 году. Летом 1941 в Москве планировалось проведение II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Рашид Бейбутов тщательно готовился к конкурсу и во второй раз отправился в столицу. Еще в поезде, он узнает о начале Великой Отечественной войны. Конкурс был отменен, и Бейбутов вернулся в Ереван. Известно, с каким вдохновением и напряжением трудились в годы войны исполнительские коллективы, поднимая настроение и боевой дух советских солдат. Не был исключением и Государственный джаз Армении. В мае 1942 года коллектив командируется на Крымский фронт. Артисты выступали в солдатских окопах под открытым небом, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи. Не раз концерты прерывались боевой тревогой, артобстрелом или бомбежкой. Выступления на передовой требовали полной самоотдачи. Возникла необходимость и в обновлении репертуара. Рашид Бейбутов поет знаменитую "Давай закурим" - музыка М. Табачникова, стихи И. Френкеля, "Крымскую боевую" А. Айвазяна на стихи О. Гукасяна и многие другие военные песни. Но в это трудное время людям нужно было не только искусство, посвященное суровым военным будням. Не менее нужными оказались веселая штука, жизнерадостный юмор.

В конце 1943 года на Бакинской киностудии было принято решение об экранизации популярнейшей музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан", произведения далекого от военной тематики. Первоначально Рашида Бейбутова не было в списках исполнителей, но по счастливой случайности один из постановщиков фильма оказался на концерте в Бакинском доме офицеров, где Бейбутов, гастролировавший в этом время в Баку, исполнял известную арию Аскера. Впечатление было таким сильным, что малоизвестный молодой певец был приглашен на главную роль в фильме. Так сбылась давняя мечта Рашида - "Аршин мал алан" с детства было одним из любимейших его произведений. Песни, куплеты и арии из этой замечательной музыкальной комедии постоянно звучали в его концертных программах. И конечно, он давно знал наизусть партию главного героя - молодого купца Аскера. Но теперь ему предстояло не просто исполнять музыкальные фрагменты, а создать цельный драматургический образ во всей последовательности сценического развития, актерски обосновать контрастные смены настроений и переживаний своего героя. Трудностей поначалу хватало. Рашид снова и снова вслушивался в знакомую с детства музыку, вчитывался в известный до последних мелочей сюжет, искал в нем новые штрихи и оттенки, добивался выразительности и достоверности каждой интонации, каждого слова, каждого жеста. Только после кропотливой подготовительной работы, бесчисленных репетиций с партнерами, тщательной отделки отдельных сцен и вокальных номеров Рашид Бейбутов решился приступить к съемкам. А тут - новые проблемы, новые сложности. Съемочная площадка - не театральные подмостки. Здесь действуют иные законы, иные требования. И снова бесконечные репетиции, мучительные дубли, неудачи и находки, радости и разочарования - словом, работа, работа, работа. Трудная, изнурительная, но вдохновенная и радостная работа артиста. И она не прошла духом.

Художественный образ Аскера в лице Бейбутова нашел своего подлинного исполнителя. Непосредственность героя, его восточный темперамент, который проявлялся в певучем, переливающемся множеством интонаций голоса и в особой стилистике пения и танца, в движениях, мимике, - все слилось в единый, бесконечно обаятельный образ. Фильм вышел в 1945 году. Успех его был ошеломляющим. Триумф фильма начался с Баку. Огромные очереди толпились у касс всех бакинских кинотеатров. Люди смотрели фильм по несколько раз, нарасхват покупали фоторепродукции отдельных кадров. С таким же успехом, как всех, кто работал над фильмом, тем не менее можно сказать, что львиная доля его успеха по праву принадлежала Рашиду Бейбуотву. В любом уголке страны можно было услышать, как люди напевают знаменитую арию на слова газеллы Физули "Жизнь мою мученье гложет", куплеты аршина-малчи, песню Аскера "Я нашел судьбу свою". Образ Аскера настолько слился с личностью артиста, что даже в афишах после фамилии Бейбутова стояло: "Герой фильма "Аршин мал алан", а друзья певца в шутку называли его "Рашид мал алан". К артисту пришла подлинная слава.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Clannad
Путь группы начался еще в первой половине 70х в ирландском городе Гвидоре округа Донеган в семье Леона Бреннана, который из своих детей Майра, Пола, Сиарана и племянников Падгрэйда и Ноэла составил коллектив, для которого стал менеджером и художественным руководителем. Название группы так и обозна ...

А.Н.Скрябин Черты стиля
В русской музыке начала XX столетия Александр Николаевич Скрябин занимает особое место. Даже среди многих звезд "серебряного века" его фигура выделяется ореолом уникальности. Мало кто из художников оставил после себя столько неразрешимых загадок, мало кому удалось за сравнительно недолгу ...

Фагот
Фагот(от итальянского fagotto, буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что и ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru