Рашид Бейбутов

Статьи о музыке » Рашид Бейбутов

Страница 2

После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом уже означало определенное признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. Добрался даже до Владивостока. Репертуар Бейбутова пополняется грузинскими, армянскими народными песнями, песнями композиторов Закавказья - Р. Лагидзе, А. Арутюняна, А. Тиграняна. Руководитель оркестра А. Айвазян пишет специально для Бейбутова три песни - о Баку, Ереване (стихи О. Гукасяна) и Тбилиси (стихи Г. Строганова), которые исполняются, как цикл, посвященный дружбе закавказских народов. По-прежнему много внимания уделяет Рашид народной музыке. Он с успехом поет азербайджанские народные песни "Гюльоглан" и "Галалы", грузинскую "Лелеби", армянскую "Марал Ахчик", песни Саят-Новы.

В конце 30-х годов Бейбутов пробует свои силы в Армянском государственном театре оперы и балета имени Спендиарова, где ему доверяют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. Вместе с театром он впервые выступает в Москве на Декаде армянского искусства в 1939 году. Летом 1941 в Москве планировалось проведение II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Рашид Бейбутов тщательно готовился к конкурсу и во второй раз отправился в столицу. Еще в поезде, он узнает о начале Великой Отечественной войны. Конкурс был отменен, и Бейбутов вернулся в Ереван. Известно, с каким вдохновением и напряжением трудились в годы войны исполнительские коллективы, поднимая настроение и боевой дух советских солдат. Не был исключением и Государственный джаз Армении. В мае 1942 года коллектив командируется на Крымский фронт. Артисты выступали в солдатских окопах под открытым небом, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи. Не раз концерты прерывались боевой тревогой, артобстрелом или бомбежкой. Выступления на передовой требовали полной самоотдачи. Возникла необходимость и в обновлении репертуара. Рашид Бейбутов поет знаменитую "Давай закурим" - музыка М. Табачникова, стихи И. Френкеля, "Крымскую боевую" А. Айвазяна на стихи О. Гукасяна и многие другие военные песни. Но в это трудное время людям нужно было не только искусство, посвященное суровым военным будням. Не менее нужными оказались веселая штука, жизнерадостный юмор.

В конце 1943 года на Бакинской киностудии было принято решение об экранизации популярнейшей музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан", произведения далекого от военной тематики. Первоначально Рашида Бейбутова не было в списках исполнителей, но по счастливой случайности один из постановщиков фильма оказался на концерте в Бакинском доме офицеров, где Бейбутов, гастролировавший в этом время в Баку, исполнял известную арию Аскера. Впечатление было таким сильным, что малоизвестный молодой певец был приглашен на главную роль в фильме. Так сбылась давняя мечта Рашида - "Аршин мал алан" с детства было одним из любимейших его произведений. Песни, куплеты и арии из этой замечательной музыкальной комедии постоянно звучали в его концертных программах. И конечно, он давно знал наизусть партию главного героя - молодого купца Аскера. Но теперь ему предстояло не просто исполнять музыкальные фрагменты, а создать цельный драматургический образ во всей последовательности сценического развития, актерски обосновать контрастные смены настроений и переживаний своего героя. Трудностей поначалу хватало. Рашид снова и снова вслушивался в знакомую с детства музыку, вчитывался в известный до последних мелочей сюжет, искал в нем новые штрихи и оттенки, добивался выразительности и достоверности каждой интонации, каждого слова, каждого жеста. Только после кропотливой подготовительной работы, бесчисленных репетиций с партнерами, тщательной отделки отдельных сцен и вокальных номеров Рашид Бейбутов решился приступить к съемкам. А тут - новые проблемы, новые сложности. Съемочная площадка - не театральные подмостки. Здесь действуют иные законы, иные требования. И снова бесконечные репетиции, мучительные дубли, неудачи и находки, радости и разочарования - словом, работа, работа, работа. Трудная, изнурительная, но вдохновенная и радостная работа артиста. И она не прошла духом.

Художественный образ Аскера в лице Бейбутова нашел своего подлинного исполнителя. Непосредственность героя, его восточный темперамент, который проявлялся в певучем, переливающемся множеством интонаций голоса и в особой стилистике пения и танца, в движениях, мимике, - все слилось в единый, бесконечно обаятельный образ. Фильм вышел в 1945 году. Успех его был ошеломляющим. Триумф фильма начался с Баку. Огромные очереди толпились у касс всех бакинских кинотеатров. Люди смотрели фильм по несколько раз, нарасхват покупали фоторепродукции отдельных кадров. С таким же успехом, как всех, кто работал над фильмом, тем не менее можно сказать, что львиная доля его успеха по праву принадлежала Рашиду Бейбуотву. В любом уголке страны можно было услышать, как люди напевают знаменитую арию на слова газеллы Физули "Жизнь мою мученье гложет", куплеты аршина-малчи, песню Аскера "Я нашел судьбу свою". Образ Аскера настолько слился с личностью артиста, что даже в афишах после фамилии Бейбутова стояло: "Герой фильма "Аршин мал алан", а друзья певца в шутку называли его "Рашид мал алан". К артисту пришла подлинная слава.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Разновидности лютен
Вряд ли можно найти инструмент, имеющий такое большое количество себе подобных. В середине 17 в. английский мастер Джон Роуз изобрел лютню с плоской нижней декой, а лады и порожки расположил веером, поставив при этом металлические струны и сохранив традиционный строй. Назвал он этот инструмент «ор ...

Музыкальная поэтика и гимнография
Каноничность древнерусского профессионального искусства была связана с системой миропонимания, требовала постоянного созерцательного углубления в одни и те же образы, тексты, сюжеты. Византийский канон создал ряд стереотипных уровней, как отмечает В. В. Бычков: "Этикетность придворного церемо ...

Воспитание стабильного ощущения веса руки
Одна из трудностей профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с подня­тыми руками. При этом поднятые руки должны постоянно на­ходиться в состоянии максимальной свободы и совершать сложнейшие по своей структуре движения. Имеется в виду иг­ра как в положении стоя ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru