Рашид Бейбутов

Статьи о музыке » Рашид Бейбутов

Страница 1

Рашид Бейбутов

Поезд шел по ночной Индии. Он вез в Хайдарабад делегацию советских артистов. Свет в вагонах погас, и М. Плисецкая, М. Тургунбаева, М. Михайлов, Л. Масленникова, Р. Бейбутов и другие артисты уже готовились ко сну. Внезапно поезд резко остановился. Начал нарастать неясный гул толпы. Голоса зазвучали отчетливей, слились в дружное скандирование: "Ра-шид Бей-бу-тов! Ра-шид Бей-бу-тов!" Это жители окрестных сел прегради путь поезду, в котором ехал Рашид Бейбутов, - они хотели видеть и слышать великого певца. И он пел им. Прямо со ступенек вагона. В море аплодисментов тонули азербайджанские и индийские песни. Не скоро индийские крестьяне отпустили артиста, и потом поезд быстро пошел вперед, нагоняя потерянное время.

Думается, не многие певцы смогут найти в своей творческой биографии примеры подобной популярности. А Рашид Бейбутов удивительно популярен. Его знают и любят не только во всех уголках планеты. В сорока странах мира имя его произносят с признанием и уважением. Его голос помнят в Болгарии и в Иране, в Бельгии и в Турции, в Венгрии и в Финляндии, в Эфиопии и в Чили, в Италии и в Египте. И везде, где бы он ни выступал, концерты Бейбутова становились демонстрацией горячей дружбы и искренней любви его к народу. "Посланником добрых сердец", "полпредом искусства" называют повсюду этого певца.

Звезда Рашида Бейбутова взошла в первые послевоенные годы, когда советская песня и особенно зарождающаяся эстрадная песня союзных республик еще не успела испытать мощного влияния западной эстрады. Эстрадная песня теснейшим образом связана с народной и зависит от нее. Могут бесконечно меняться и усложняться формы этой зависимости, но сама зависимость остается неизменной. Это непосредственно относится и к азербайджанской эстрадной песне - она целиком вышла из гущи народной, и, когда делала свои первые шаги, связь ее с народной песней была наиболее органичной. И поэтому вполне уместно перед разговором о Рашиде Бейбутове рассказать о его отце, Маджиде Бейбутове. Далеко в горах Азербайджана среди сверкающих снежных вершин и густых вековых лесов раскинулась живописная местность - Карабах. Этот край издавна славился в Закавказье не только знаменитыми карабахскими скакунами, но и своими старинными музыкальными и поэтическими традициями. Здесь, в городе Шуша, родился и провел детство и юность Маджид Бейбутов. Он зарабатывал на хлеб тяжелым, утомительным трудом аршина-малчи (так называли в дореволюционном Азербайджане торговцев-разносчиков мелкого товара, что-то вроде русских коробейников). В жару и в дождь ходил Маджид по узким улочкам родного города, привлекая покупателей своим пением. Его артистизм и красивый голос быстро обратили на себя внимание. Естественно, что в репертуаре Маджила была в основном народные песни, песни на стихи выдающихся азербайджанских поэтов - Низами, Физули, Вагифа.

Об уровне развития азербайджанском народной песни говорит хотя бы тот факт, что она перестала к тому времени быть анонимной. Народ знал и любил своих певцов - Джабара Карягды, Шушинсита Бюль-Бюля и многих других. Они были профессиональными исполнителями народных песен. Маджид и не заметил, как сам стал певцом-профессионалом. Он прославился по всему Закавказью, выступал в Таврии, Стамбуле, Софии, Варшаве. Женившись, перебрался на постоянное жительство в Тифлис. Здесь в 1915 году третьим ребенком в семье и родился Рашид. Незаурядной личностью была и мать Рашида - Фируза Аббас Кули кызы Векилова. Преподавательница русского языка, она многие годы возглавляла в Тифлисе женский клуб, организованный азербайджанским революционером Нариман Наримановым. Фируза Векилова была также вдохновительницей и руководителем драматического кружка при этом клубе.

Словом, в доме Бейбутовых царила та музыкально-художественная атмосфера, которая столь благотворно влияет на развитие таланта. В семье все играли на музыкальных инструментах, все пели. И только маленький Рашид стеснялся петь при людях. Но однажды, раскладывая на чердаке фрукты для сушки, он забылся и запел во весь голос. Услыхав его пенье, отец чуть не силком стащил мальчика с чердака и заставил повторить песню. Домашние были поражены звучным и красивым голосом Рашида. С тех пор в традиционных домашних спектаклях в семье Бейбутовых ведущие роли отдавались ему. И именно здесь, во дворе родного дома, нацепив отцовскую каракулевую папаху и взяв в руки огромную палку, Рашид впервые выступил в роли Купца Аскера - в роли, которая со временем принесла ему славу и признание. Рашид рос веселым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одной событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора Рашида Бейбутова. В 1933 году Рашид поступает в железнодорожный техникум. Однако премудрости железнодорожного дела он постигает неохотно - все свое время и силы Рашид отдает самодеятельному студенческому оркестру, который был им и организован. Уход в армию, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля, оказался лучшим выходом из этого двусмысленного положения. В ансамбле начинает понемногу складываться репертуар молодого певца: он поет популярные песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, песни композиторов Закавказья. Но центральное место занимают азербайджанские народные песни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси
Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе XI—XII ...

Аль-уд (ла-уд)
Уд (аль-уд - по-арабски буквально дерево, отсюда происходит испанская версия названия инструмента - ла-уд) - струнный щипковый инструмент. Один из наиболее древних инструментов, распространённых на Ближнем Востоке, Кавказе, в Средней Азии (азерб., арм., узб., тадж., араб., перс., тур). Предшествен ...

Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры
Летописец Нестор в "Повести временных" лет описал состояние русских послов, находившихся в греческой церкви, такими словами: "И не свемы, на небе есмы были, ли на земли: несть бо на земли такого вида ли красоты такоя, и не доумеем бо сказати, токмо то вемы, яко онъде Богъ с человеки ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru