Массовые музыкальные зрелища как акциональные полевые феномены

Статьи о музыке » Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства » Массовые музыкальные зрелища как акциональные полевые феномены

Страница 1

К началу 60-х годов XX века массовое сознание определено наукой в качестве теоретической данности (Е.С.Кузьмин, В.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев, В.Е.Семенов, А.К.Уледов и др.). Теоретические и методологические основы исследования массовой культуры разработаны в трудах виднейших философов к. XIX-XX века — Г.Лебона, Ф.Шлегеля, И.Ильина, Н.Бердяева, М.Вебера, О.Шпенглера, З.Фрейда, С.Московичи, С.Булгакова, А.Белого, П.Муратова, Э.Фромма, К.Юнга, Т.Адорно, Х.Арендта, А.Камю, Х.Ортега-и-Гассета, Э.Фромма, а так же под влиянием идей К.Леонтьева, Ф.Достоевского, В.Соловьева, Б.Вышеславцева, В.Налимова и др. В наши дни проблемы массовой кульуры разрабатываются в трудах Е.Карцевой, А.Кукаркина, И.Куликовой, М.Овсянникова, Е.Яковлева, Ю.Капустина, А.Мигунова, В.Федотовой, Э.Баталова, Ю.Давыдова, а также в исследованиях последних лет (В.Рыбин, Н.Кириллов, Т.Решетникова, Н.Володина, Г.Юсифова, Л.Судас, К.Теплиц, Т.Адамьянц, Е.Дуков и др.).

Конец XX века - время глобальных информационных процессов и в сфере музыкального искусства, для которого характерно взаимопроникновение стилистических черт «высокого» и «сниженного», экспансия черт массовых жанров в сферу «высокого» искусства (см. работы А.Сохора, Д.Житомирского, О.Леонтьевой, Э.Леонтьевой, В.Конен, А.Цукера, Е.Шевлякова, А.Селицкого, Т.Чередниченко, П.Поспелова, И.Чучайкиной, А.Парина, Р.Петрушанской и др.)

К массовым жанрам может быть отнесен и театральный, оперный спектакль, особенно если представление аншлаговое и проходит в каком-нибудь каком-нибудь "гигант-холле" или на подиуме древнего амфитеатра и апеллирует к "натуральному мистериальному пространству" оперы -генетически массового жанра. Концерты классической музыки в филармонических залах, в Большом зале Московской консерватории - также представляют собой феномены массового полевого искусства, если концерт идет при заполненном зале и является музыкальным событием, находящим отклик слушателей. Новые праздничные массовые действа, ведущие свое начало от революционных площадных действ и от фестивальных традиций Министерства Культуры, инициируются и поддерживаются на институционном уровне в различных городах России.

В массовых празднествах и представлениях используются различные стили музыки - фольклор, церковная, эстрадная, классическая, рок-музыка - в разных сочетаниях, народная и композиторская музыка46; жанровую систему массовых музыкальных представлений образуют три типологических группы явлений, составляющих единое целое из преломления традиций культового, театрального и концертного генезиса.

Особняком стоит такое явление современной массовой культуры, как молодежная субкультура, функционирующая в русле танцевальных дискотек и концертов, проходящих нередко в гигантских современных залах. Массовые музыкальные празднества нашего времени представляют собой продолжение традиций массовых действ прежних эпох, однако в них превышена привычная прежде мера массовости, поскольку средства современной архитектуры и технических звуковоспроизводящих средств обладают возможностями единовременного собирания масштабных человеческих множеств. Полевые закономерности сознания в «век толп» (Г.Лебон, С.Московичи) диктуют производство массовых действ без ритуальной, когда-то действенной, подосновы. «Третий пласт» (В.Конен) вышел на первое место в современной культуре.

Проблемы массовой молодежной культуры стали наиболее пристально изучаться с 70-х годов, когда в отечественной культурологии началось осмысление процессов, ведущих в западном мире к формированию «массовой культуры» и молодежной «контркультуры" (А.Кукаркин, Ю.Давыдов, И.Роднянская, Э.Денисов, Н.Корыхалова, Э.Леонтьева, Н.Кузьмина, М.Султанова, А.Запесоцкий, Е.Зелинская, А.Костина, Д.Леонтьев, Н.Волкова, В.Сыров).

С точки зрения оценки информационно-полевой роли музыкального искусства, массовые празднества нового времени исходят из особого тяготения человеческого сознания к полевым миметическим формам коммуникаций, действующим в массовых музыкальных формах искусства. Без анализа полевых закономерностей этих явлений их реалистический анализ невозможен.

Поп- (и рок-) музыка соединяет два вида информационных полей -биотическое и электро-звуковое, поскольку здесь используется как живая, так и технологическая музыка - использование звукозаписи, звучания новых электронных инструментов, компьютерного конструирования звука.

Представляя собой основную форму современного акционального массового искуегва, рок-музыка использует основные черты акциональности, помноженные на технологический диктат звуковой среды во имя формирования полевых массовидных форм музыкального действа.

Соединение живого и технологического звучания делает возможным новое качество массовости потребления этих музыкальных артефактов в больших, вмещающих тысячные массы людей, помещениях. Это соединение обусловливает звуковой охват большего пространства, новое содержание музыкального звука, музыкальной интонации, новые адресаты и принципы творчества, новую эстетику и этику массовых контактов и коммуникаций по поводу музыкальных артефактов. Эта новизна обусловливается еще и социально-возрастным единообразием публики - молодежной аудиторией массовых действ. Возрастное единобразие этой аудитории делает ее наиболее уязвимой и внушаемой с точки зрения миметического воздействия массовидного полевого акционального содержания музыкальных артефактов -на интонационном, артикуляционно-звуковом и жанровом уровне предлагающих спектр значений, создающих среду коммуникации, противопоставленную традиционной и замещающую ее.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Alcatrazz
Alcatrazz Свою музыкальную карьеру Грэм Боннет (р. 23 декабря 1947, Скегнесс, Англия) начинал в 1970-х годах в группе "Marbles". Однако известность он получил, когда его пригласил к себе в " Rainbow" Ричи Блэкмор. С этим коллективом Боннет записал один альбом, после чего был бес ...

Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси
Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе XI—XII в ...

«Картинки с выставки»
1874год. Мусоргский был превосходным пианистом и создал новаторский фортепианный цикл, отличающийся яркой конкретностью, характеристичностью. Это сюита из контрастных пьес написана пол впечатлением посмертной выставки друга-художника Гартмана. У Гартмана – это были рисунки и акварели прикладного ха ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru