Звукотехнологии музыкального творчества в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры

Статьи о музыке » Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства » Звукотехнологии музыкального творчества в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры

Страница 1

После освоения технологий звукозаписи последовало развитие технологий создания принципиально новых инструментов музыкального звукоизвлечения и произошло революционное изменение концепции звука, понимаемого в контексте новых электронных технологий (О.Ушицкая, И.Вышеградский, А.Киселев). До этого эволюция музыкальных инструментов проходила в рамках натурально-акустических технологий, использовавших природные материалы, т.е. в рамках биотического процесса, соизмеримого человеку. Конструкторы, акустики и изготовители музыкальных инструментов изучали свойства дерева, сплавов металлов с точки зрения формирования базы качества музыкального звука (Т.Отюгова, А.Галембо, И.Гурков), используя и физико-математические методы (М.Гриднев, В.Порвенков, Р.Волковыский, А.Галембо).

С развитием электронных средств создания звука наступила новая эра конструирования звуков, исходящих из колебательных процессов, вызываемых электрическими импульсами. На этой основе стали создаваться усилительно-акустические устройства для музыкальных инструментов, электро-акустические инструменты, усиливающие звук натурального инструмента для более массовых аудиторий, концертных залов. Вслед за тем возникла новая сфера производства инструментов на основе изобретений в области электронного музыкального звука (Л.Кузнецов, В.Вершинин).

Электронная, или электро-акустическая музыка как ответвление общей истории музыки сложилась во 2-й половине XX века. С ней связаны имена Кейджа, Ново, Берио, Штокхаузена и многих других. В этой области работали Э.Артемьев, С.Губайдулина, А.Шнитке, Э.Денисов и другие.

Впервые в истории человечества инженеры звуко-техники, музыканты и композиторы получили возможность звукового манипулирования с необъятным полем звуковых колебательных процессов, исходящих не из человеческого голоса, не из природных материалов - звуковых мембранн, а из созданных человеком электрических систем, аппаратов, производящих звуковой мир принципиально нового качества - тембрального, интонационного, громкостно-пространственного, структурного и т.д. Звук электронных инструментов создал новый спектр интонирования, связанного не с голосовыми данными человека, не с природными предметами, которые человек преображал в источник звука, но определил независимый от человека безграничный мир звукоизвлечения, не связанный непосредственно с миром человеческих эмоций, а представляющий отделенную от человека звуковую палитру, не соединенную с традиционной тембровой системой выразительности48.

Музыкальные технологии прочно связаны с технологиями радио, кино, телевидения, массовой аудио-продукцией производства грампластинок и компакт-дисков, оснащением электроаустическими устройствами концертных площадок, помещений для дискотек и электро-акустическими устройствами индивидуального пользования. Практически вся музыкальная культура в наши дни функционирует в режиме сложнейших технологий, разрабатываемых и функционирующих на глобальном индустриальном уровне. В связи с этим и музыкальный инструментарий непрестанно обогащается не только более совершенными моделями инструментов, унаследованных от прошлого, но и принципиально новыми инструментами - соединенными с электроакустическими усилителями, электромеханическими, электронными. Все это отражается и в композиторском творчестве. Для многих композиторов-профессионалов чуть ли не основной сферой приложения сил стала работа над музыкой в кино и к телефильмам, а с недавних пор в рекламных клипах. Чрезвычайно велика роль электронной музыки в массовых концертных жанрах, в поп- и рок-музыке. Этот опыт накладывает отпечаток и на те сочинения, которые создаются в жанрах театральной и концертной музыки «серьезного наклонения».

Новые звучания и техника звукотворчества диктуют новые принципы звуко- и формообразования, происхождения новых жанров композиций для электронных музыкальных инструментов, опирающихся на традиционную акустическую и интонационную природу тона49, либо несущих новую интонацию и новый образный строй в соотнесении с произведениями традиционной музыки.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Музыкальный жанр как информационно-полевая категория
Отечественное музыкознание, благодаря трудам Б.Яворского, Б.Асафьева, В.Цуккермана, Л.Мазеля, А.Сохора, С.Скребкова, В.Бобровского, М.Арановского, В.Конен, М.Михайлова, И.Земцовского, О.Соколова вскрыло глубокие закономерности, присущие музыкальным жанрам. Развитию теоретических аспектов жанрообра ...

Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности
Из нее, как из колоса, выросли новые независимые княжества, матерью которых была Киевская Русь. Князья полутора десятков новых суверенных княжеств, подобных западноевропейским королевствам, обособились, вышли из повиновения Киеву, начали жить самостоятельно и занялись устроением своих земель. Рас ...

Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения авторской песни
Общественное сознание постоянно движется, что-то утверждает, что-то отрицает, переживает свои кризисы и периоды застоев. Его динамика - в его дифференциации. В нём есть важные «представительные» структуры и подсистемы, претендующие на истинность, на то, что они отражают мнение общества, защищают е ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru