Звукотехнологии музыкального творчества в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры

Статьи о музыке » Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства » Звукотехнологии музыкального творчества в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры

Страница 3

Позитивные моменты творчества на электронных инструментах и на компьютере, особенно в кино-музыке несомненны и имеют многочисленные слушательские и исследовательские отклики. По выражению А.Артемьева, электронная музыка становится "продолжением души", а композитор вновь оказывается перед "чистым листом бумаги", наедине со своим талантом. Открывается необъятный мир звуков, и "человеческий фактор" при этом не только не утрачивает своей действенности, но и усиливает свое значение56.

Однако возникают не только проблемы технологии творчества, связанные с новейшей аппаратурой и участием профессиональных инженерных кадров звукооператоров, но и проблемы критериальное™ интонационного творчества57.

Поклонники электронного искусства считают, что эта музыка со временем сформирует новую систему критериев слухового восприятия в какой-то, видимо, не близкой, перспективе, и в отношении электронной музыки, пропитанной живыми токами композиторского творчества, мышление в оппозициях живое-неживое, акустическое-электронное, записанное-спонтанное, искусство-технология будет откорректировано, поскольку музыка всегда вызывает "благоговение перед мистическими актами творчества, артистической игры, исполнителъства. Благоговение перед звуком в широком смысле слова, перед таинственными энергиями, в нем сконцентрированными» .

С новой технологией рождается новая музыка, будущее которой - в XXI веке. Однако, целый ряд моментов критериального порядка заставляет осмысливать новое искусство с позиций основной функции музыки -эмоционально-ментального адалтациогенеза человеческих сообществ и общества в целом.

Основное качество новой музыки — новая интонационность, базирующаяся на внепсихическом, внеартикуляциоштом — техногенном, т.е. а-биотическом принципе возникновения. Неконтролируемая широта, необусловленность органикой психоощущений интонационных возможностей электронного искусства - с одной стороны, и существование неких неощутимых границ творчества, диктуемых электронно-механистической а-биотической природой художествено-технических средств — с другой, ставит перед художником общефилософские проблемы критериальности в творческом процессе электронного искусства. Технологии звука соединяют одновременно неконтролируемую свободу и негласный диктат машинерии59.

Для характеристики процессов культуры отрицательное значение имеет и то, что в электронном технотворчестве бессильны механизмы «естественного отбора» информации, в результате чего «неселекционированные» интонации образуют акциональные артефакты, не прошедшие тесты на устойчивость в культурной памяти.

Отрицательное значение для психики человека имеет и тот факт, что в компьютерном тексте происходит виртуализация субъекта, т.е. его психосоматическая трансплантация в машинную, электронно-сетевую среду. Подобный биотехнологический синтез упраздняет границы между органической природой и а-биотическими технологиями музыки, и стилистическая селекция эволюционирует в сферу образных фантасмагорий, все более лишающихся реальной подосновы творчества.

При характеристике процессов эволюции электронной музыки необходимо учитывать не только непосредственное художественное впечатление от создаваемых артефактов, но и структуры их использования.

Электронный звук порой может быть средством отрицательного воздействия на психосферу человека и человеческих сообществ на подсознательном уровне . Технологическое информационное поле императивно по отношению к отдельному человеку в неизмеримо больших масштабах, чем информационное поле человеческого голоса или натурально-природного музыкального инструмента. Императивность музыкальных технологий сравнима с императивностью натурального звука человеческого голоса или музыкального инструмента лишь в первооснове воздействия, но во много порядков превосходит императивность натурального звука, который инициирует живое биотическое музыкально-информационное поле, несоизмеримо ему.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Что значит музыка в жизни человека?
С самых древних времен, начало которых даже самые дотошные человеческие науки установить не в состоянии, первобытный человек пытался сначала чисто чувственно приноровиться, приспособиться, адаптироваться к ритмам и ладам ритмически меняющиеся, развивающиеся и звучащего мира. Это зафиксировано в с ...

Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора
Музыка в современных условиях становится одним из ведущих факторов духовного развития личности, что поднимает не только профессиональную, но и моральную ответственность педагогов в музыкальном воспитании молодежи. В этой связи одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания является о ...

Выводы
Закономерности развития оперной музыкальной драматургии формировались под воздействием огромного количества факторов. Именно поэтому существует множество вариантов классификации оперных жанров. Многие из них достаточно спорны. Тем не менее, наиболее часто в соответствующей литературе встречается с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru