“Аида”

Страница 1

1878 год. Написана по заказу правительства Египта по поводу открытия Суэцкого канала. Написана по старинной египетской легенде. Сценарий Мариэтта (ученый-геолог). Французское либретто дю Локля. Итальянский перевод – Гисланцони при участии самого Верди. Либретто сжато и полно драматических конфликтных ситуаций. Опера очень сценичная, яркая. Действия развиваются стремительно. Большая – 4 акта. По внешним признакам опера близка большой французской опере. Много массовых народных сцен. Вводит балет. Основная жанровая черта – психологическая драма. Раскрыты внутренние переживания героев. Особым психологизмом отличаются характеристики Аиды, Амнерис. Основной конфликт: с одной стороны – чистая любовь Аиды и Радамеса, а с другой – жестокая сила, противостоящая ей, которую олицетворяют жрецы. Есть и героическая линия, которая идет от ранних героических опер: “Набукко”, “Ломбардцы”, “Битва при Леньяно”. Элементы лирической драмы идут от ранних лирических опер: “Луиза Миллер”, “Травиата” и др. Верди отказывается от номерной структуры и приходит к большим сквозным сценам. В них входят напевные речитативы, хора, ариозные моменты. Есть сцены чисто сольные или ансамблевые: большая сольная сцена Аиды из 1-го действия или ряд ансамблевых сцен из 3-го действия.

Огромная роль оркестра. Он насыщен тематизмом (а не просто аккомпанемент). Есть лейтмотивы: Аиды, Амнерис, жрецов, ревности и др. Возрастает роль отдельных тембров: арфы (сцена посвящения в полководцы), гобой (в романсе Аиды), бас кларнет (3-е действие – характеризует Амнерис), скрипки (лейтмотив Аиды), литавры и тромбоны (в сцене суда).

Значительно усложняется гармонический язык. В него входят разные элементы поздней романтической гармонии: мажоро-минор, энгармонические модуляции. Если сравнить это с Вагнером, то здесь есть полное равновесие инструментальной и вокальной партий.

Премьера оперы состоялась в Каире. Верди там не присутствовал. Опера имела большой успех после постановки в Милане (1871 год). Яркость музыке придает ориентальный колорит некоторых сцен. Часто использует пониженные ступени, элементы фригийского лада.

Вступление.

В нем обозначен основной конфликт. Скрипки ведут тему Аиды. 3-х частная форма. 2-я тема – тема жрецов. Отрешенная. В середине 2 темы соединяются вместе.

1-е действие.

1-я картина. Действие в древности. Период войны Египта с Эфиопией. Действие во дворце.

Романс Радамеса. Единственный законченный номер в опере. B-dur. 2 тема. Середина в b-moll. После нее реприза.

Далее 1-й ансамбль-сцена

. Любовный треугольник: Аиды, Амнерис и Радамес. Трио. Начинается с лейтмотива Амнерис. B-dur. 1-й раздел речитативный. В оркестре звучит тема характеристики Амнерис. Радамес смущен. Амнерис ревнует.

2-й раздел. Лейтмотив ревности.

3-й раздел. Лейтмотив Аиды. Появляется Аида на фоне тремоло струнных. Опять звучит лейтмотив ревности. Амнерис обращается к Аиде.

2-я сцена.

Большой ансамбль с хором. Большая массовая сцена. Радамеса объявляют полководцем на пути к Эфиопии. Маршевые темы. Сначала тему запевает фараон, затем ансамбль и хор. Эта тема разрастается в оркестре. “Вернись с победой к нам” – последние слова.

Следующая сцена сольная – сцена Аиды. Сквозное развитие. Аида воодушевлена общим настроением, она тоже говорит “Вернись с победой к нам” и потом понимает, что же она говорит, ведь все жаждут победы над ее отцом. Следующая тема контрастна. E-moll. Заканчивается на ум 7 аккорде. 3-й раздел – “Любовь забыла, что сказала”. 4-й раздел – as-moll – “И я не смею открыто, свободно, имен дорогих мне назвать”. 5-й раздел – “Боги мои, сжальтесь, молю, дайте мне смерти”.

Сцена №6 (2-я картина). Торжественное посвящение в полководцы в храме. Здесь появляется ориентальный колорит. Арфы и голос жрицы за сценой. Es-dur. В гармонии подчёркивается II низкая ступень. Пышные гармонии. “Всесильный, великий Бог”. Далее хор жриц как отголосок. Мелодический Es-dur (VI, VII, II). Далее хор жрецов а каппэлла: “Ты создал из хаоса землю”.

Далее танец жриц. Играют флейты. Ладовые наклонения. Балетный номер.

2 действие.

Победа египтян над эфиопами. В царском дворце готовятся к празднику. Покои Амнерис. Женский хор рабынь и затем Аида. Заканчивается 2-е действие большой массовой сценой. В центре конфликтный дуэт Аиды и Амнерис.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Музыкальная панорама стран Латинской Америки: Эйтор Вилла-Лобос
Музыка стран Латинской Америки совершенно непохожа на музыку остальных стран. Латиноамериканская музыка отличается своим многообразием стилей, многогранностью, потрясающим слушателя колоритом, необычайно романтическим содержанием песен. Латиноамериканская музыка формировалась на фоне смешения нес ...

Рэп
Точнее, сейчас это называют house music, hip-hop и т.д. Сущность от названия не меняется. По психологическим выводам близка к предыдущей категории, но необходимо принять во внимание выраженную танцевальность, точнее, ритмичность, еще точнее, ничего, кроме ритма. В отличие от эстрадной, такие «мело ...

Old School Techno
Ранние эксперименты Cabaret Voltaire и первых молодых экспериментаторов в области экспериментальной танцевальной музыки подтолкнули к появлению более массовых, а соответственно и более коммерческих форм техно. Классический хит "James Brown is dead" группы L. A. Style, прогремел по танц-п ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru