“Аида”

Страница 1

1878 год. Написана по заказу правительства Египта по поводу открытия Суэцкого канала. Написана по старинной египетской легенде. Сценарий Мариэтта (ученый-геолог). Французское либретто дю Локля. Итальянский перевод – Гисланцони при участии самого Верди. Либретто сжато и полно драматических конфликтных ситуаций. Опера очень сценичная, яркая. Действия развиваются стремительно. Большая – 4 акта. По внешним признакам опера близка большой французской опере. Много массовых народных сцен. Вводит балет. Основная жанровая черта – психологическая драма. Раскрыты внутренние переживания героев. Особым психологизмом отличаются характеристики Аиды, Амнерис. Основной конфликт: с одной стороны – чистая любовь Аиды и Радамеса, а с другой – жестокая сила, противостоящая ей, которую олицетворяют жрецы. Есть и героическая линия, которая идет от ранних героических опер: “Набукко”, “Ломбардцы”, “Битва при Леньяно”. Элементы лирической драмы идут от ранних лирических опер: “Луиза Миллер”, “Травиата” и др. Верди отказывается от номерной структуры и приходит к большим сквозным сценам. В них входят напевные речитативы, хора, ариозные моменты. Есть сцены чисто сольные или ансамблевые: большая сольная сцена Аиды из 1-го действия или ряд ансамблевых сцен из 3-го действия.

Огромная роль оркестра. Он насыщен тематизмом (а не просто аккомпанемент). Есть лейтмотивы: Аиды, Амнерис, жрецов, ревности и др. Возрастает роль отдельных тембров: арфы (сцена посвящения в полководцы), гобой (в романсе Аиды), бас кларнет (3-е действие – характеризует Амнерис), скрипки (лейтмотив Аиды), литавры и тромбоны (в сцене суда).

Значительно усложняется гармонический язык. В него входят разные элементы поздней романтической гармонии: мажоро-минор, энгармонические модуляции. Если сравнить это с Вагнером, то здесь есть полное равновесие инструментальной и вокальной партий.

Премьера оперы состоялась в Каире. Верди там не присутствовал. Опера имела большой успех после постановки в Милане (1871 год). Яркость музыке придает ориентальный колорит некоторых сцен. Часто использует пониженные ступени, элементы фригийского лада.

Вступление.

В нем обозначен основной конфликт. Скрипки ведут тему Аиды. 3-х частная форма. 2-я тема – тема жрецов. Отрешенная. В середине 2 темы соединяются вместе.

1-е действие.

1-я картина. Действие в древности. Период войны Египта с Эфиопией. Действие во дворце.

Романс Радамеса. Единственный законченный номер в опере. B-dur. 2 тема. Середина в b-moll. После нее реприза.

Далее 1-й ансамбль-сцена

. Любовный треугольник: Аиды, Амнерис и Радамес. Трио. Начинается с лейтмотива Амнерис. B-dur. 1-й раздел речитативный. В оркестре звучит тема характеристики Амнерис. Радамес смущен. Амнерис ревнует.

2-й раздел. Лейтмотив ревности.

3-й раздел. Лейтмотив Аиды. Появляется Аида на фоне тремоло струнных. Опять звучит лейтмотив ревности. Амнерис обращается к Аиде.

2-я сцена.

Большой ансамбль с хором. Большая массовая сцена. Радамеса объявляют полководцем на пути к Эфиопии. Маршевые темы. Сначала тему запевает фараон, затем ансамбль и хор. Эта тема разрастается в оркестре. “Вернись с победой к нам” – последние слова.

Следующая сцена сольная – сцена Аиды. Сквозное развитие. Аида воодушевлена общим настроением, она тоже говорит “Вернись с победой к нам” и потом понимает, что же она говорит, ведь все жаждут победы над ее отцом. Следующая тема контрастна. E-moll. Заканчивается на ум 7 аккорде. 3-й раздел – “Любовь забыла, что сказала”. 4-й раздел – as-moll – “И я не смею открыто, свободно, имен дорогих мне назвать”. 5-й раздел – “Боги мои, сжальтесь, молю, дайте мне смерти”.

Сцена №6 (2-я картина). Торжественное посвящение в полководцы в храме. Здесь появляется ориентальный колорит. Арфы и голос жрицы за сценой. Es-dur. В гармонии подчёркивается II низкая ступень. Пышные гармонии. “Всесильный, великий Бог”. Далее хор жриц как отголосок. Мелодический Es-dur (VI, VII, II). Далее хор жрецов а каппэлла: “Ты создал из хаоса землю”.

Далее танец жриц. Играют флейты. Ладовые наклонения. Балетный номер.

2 действие.

Победа египтян над эфиопами. В царском дворце готовятся к празднику. Покои Амнерис. Женский хор рабынь и затем Аида. Заканчивается 2-е действие большой массовой сценой. В центре конфликтный дуэт Аиды и Амнерис.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Музыка - 17 век
Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро ...

Разочарования и поиски
Начиная с 1812 года творчество Бетховена становится все менее интенсивным. В 1812 году он заканчивает 2 симфонии - Седьмую в мае и Восьмую в октябре - и затем на протяжении 10 лет не обращается к своему излюбленному жанру, который в предыдущее десятилетие занимал все его мысли. Седьмая и Восьмая си ...

Музыка первой половины XIX века
Михаил Иванович Глинка М. И. ГЛИНКА (1804—1857). Русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Опера "Иван Сусанин" (1836 г.) и "Руслан и Людмила" (1842 г.) положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru