1) Венецианская. Фр. Ковали, Марк А.Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо, Д.Фрески, .
Характерно:
а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке;
б) захватывающее действие, любовные интриги; в) введение комических эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным;
д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов - только связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации (Торелли).
2) Неаполитанская, во главе с А.Скарлатти. В его творчестве откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы). Черты:
а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический;
б) стержень - любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее значение
13
музыки; д) текст носит обобщающий характер; е)вырабатываются пределенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная, . ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра - simfonia: 1ч-быстрая, 2ч - кантиленная, 3ч - моторная.
ОРАТОРИЯ
Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории, более камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).
Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский, постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах. Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла. Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная), праздничная (более масштабная).
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно
определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа.
Это породило:
1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности;
2) расширение рамок композиции, самоопределение частей;
3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.
Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.
Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта - grosso. Представители: Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной ткани; ясный и открытый образный мир.
Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям. Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции:
1ч - быстро; рондо, разработочный характер; 2ч - медленно, лирический центр; 3ч - быстро.
В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди. Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.
Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была многоплановой и разнообразной.
Музыка Германии
Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными жанрами и давшая миру такого гения, как И.С. Бах.
Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение - вокальные оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Основные черты:
Подробно о музыке:
Словарь психолого –
педагогической терминологии
1. Адекватный – соответствующий, тождественный.
2. Беседа – это особая форма естественного эксперимента. Методические требования к ней таковы: а) близость, контакт с преподавателем; б) взаимность общения.
3. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или ...
Мегапроцессы функционирования музыки в аспекте полевых феноменов современной
музыкальной культуры
В конце XX века стали реальностью ноо-сферные полевые процессы сознания, предсказанные Вернадским (Н.Серов, А.Бойцов). Музыкальная социология становится наукой о макропроцессах культуры. То, что раньше изучалось в русле музыкальной социологии, начиная от работ Т.Адорно, А.Моля, Ж.Бодрийяра, А.Вебе ...
Особенности творчества Клода Дебюсси
Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов : Листа, Грига, композиторов русской школы :Бородина, Мусоргского, Римского –Корсакова. В стремлени ...