История музыки

Статьи о музыке » История музыки

Страница 27

Инструментальная музыка

Инструментальная музыка - показательная для стиля композитора, связана с вокальными произведениями, именно образы, картинно-изобразительные свойства музыки со словом воздействуют на тематизм, общий облик пьес, отдельных частей. В целом характерны блеск, пафос, густота звучания, праздничная торжественность, полнозвучность, контрасты светотени, темперамент, импровизационные разливы.

Наиболее характерен для творческого облика жанр concerto grosso и концерта вообще (для органа, для оркестра .). Гендель допускал свободный состав концертного цикла, не придерживался принципа “быстро-медленно”. Его концерты (в том числе и для органа) - чисто светские произведения, с включением танцевальных частей. В общем тонусе преобладают праздничность, энергичность, контрастность, импровизационность.

Работал Гендель и в других жанрах инструментальной музыки: сонатах (трио-сонатах), фантазиях, каприччо, вариациях, писал развлекательную музыку (двойные концерты, “Музыка на воде”).

Все же ведущую область творчества занимают синтетические жанры: опера, оратория.

Оперы

В течение тридцати лет работал Гендель над оперными произведениями, написанными в стиле итальянской оперы (исключая первые три, написанные для Гамберга), но не ограничиваясь рамками оперы seria. Его интересуют разнообразные сюжеты: исторические, мифологические, эпос, сказки. Основным стержнем становится идеал героического самопожертвования. Конфликт традиционен. 2 лагеря, 2 нации, конфликт в душе героя (борьба между чувством и долгом). Вокальные формы близки инструментальному складу. Гендель объединяет речитатив и арию в сцене

сквозного действия. Часто выделяет инструментальные номера. Его оркестр выразителен, красочен, блестящ, динамичен. Увертюра французского типа весьма импозантна, величественна, полна мощи.

3. Оратории

Большое значение имеет Гендель как великий реформатор ораторий, привнесший новый социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя неизменно выразительна, действенна, контрастна, изобразительно-картинна, образно-конкретна. Трактует хор как действенную, живописную, драматическую краску. Основной формой сольного пения остается ария, которая не всегда персонифицируется. Очень важна партия оркестра, дифференцированная, детализированная. Герой его ораторий - гиперболический образ, слитый с народной массой. В результате и библейский сюжет объединяется с народной трактовкой. Основные типы: героические драмы (“Самсон”, “Саул”), героические дифирамбы

(“Мессия”), оратории-обличения (“Валтасар”), лирические (пасторали, сказки, идиллии, утопии).

В отличие от Баха, ближайшие поколения не забыли Генделя: его слава продолжала расти в XVIIIв, его произведения исполнялись в Европе. Его музыка и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие.

Музыка барокко (выводы)

Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации . Музыка барокко - огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы Г.Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко - “необарокко” - в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос - излюбленная фигура барочной риторики).

“Что смерть благочестивым”

(фон Хоффмансвальгау),

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32


Подробно о музыке:

Agathocles
Agathocles Эта команда зародилась на бельгийской панк-сцене еще в начале 80-х годов. Парни репетировали джемовали и давали кое-какие концерты. Наконец в 1985-м группа обрела название "Agathocles". Состав коллектива частенько менялся, и к тому времени его костяк составляли два человека – ...

Интервью газете "Политехник" (Ленинград) 24 февраля 1984 г.
- Что главное , по - вашему , в музыке ? В чем секрет ее популярности ? - -Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими - Мы знаем ваши стихи - и простые , жизненные , на волнующие всех нас темы , и более сложные , с подтекстом . Что вам ближе ? - Я не представляю себ ...

Балет Прокофьева "Ромео и Джульета"
“Может ли художник стоять в стороне от жизни? Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…” В этих с ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru